На региональных производителей фильмов обратили внимание видеоплатформы

“Наконец появляется конкуренция, контента выходит очень много”

pixabay.com

Российские онлайн-кинотеатры адаптируются к новым реалиям из-за отсутствия в стране западного контента. По данным уральских кинопроизводителей, для этого площадки готовы софинансировать создание фильмов и уже запускают совместные проекты. Эксперты уверены, что, несмотря на порой феноменальные успехи регионального кино, полностью закрыть образовавшуюся брешь они не смогут: высокие требования платформ к качеству сопряжены с немалыми тратами, кроме того, нужны кадры, которых в регионах практически нет.

Вслед за отменой западных кинопремьер российский кинорынок испытал ещё одно потрясение: после проката фильмы выходили на онлайн-площадках. Цифровые релизы «Человек-паук: Нет пути домой», «King’s Man: Начало» и «Аллея кошмаров» уже перенесены на неопределённый срок и вряд ли станут единственными в своём роде. Множество сериалов также поставлялись из-за рубежа.

Площадки могут столкнуться с нехваткой контента. По оценке генерального директора агентства TelecomDaily Дениса Кускова, голливудские фильмы составляют более 90 процентов от общего объёма библиотек всех российских онлайн-кинотеатров. Он не исключает, что студии-мейджоры могут отозвать свои лицензии на контент до истечения сроков их действия, а оригинальных продуктов (фильмы и сериалы) в России без учёта мультфильмов – 100 с небольшим.

Онлайн-кинотеатры пессимизму не поддаются и адаптируются к работе в новых условиях:

– Команда Wink внимательно следит за развитием событий, находится в постоянном диалоге с поставщиками контента – как российскими, так и независимыми зарубежными. Без контента российские зрители не останутся. Например, в части оригинального контента мы сейчас смотрим на варианты и возможности ускорения сроков его выпуска, – отмечает директор по развитию видеосервиса Wink («Ростелеком») Антон Володькин.

Кроме того, платформа ведёт переговоры с российскими производителями кино и сериалов. Wink готов быть сопродюсером и подключаться к созданию контента на разных стадиях, подчеркнул Володькин.

Действительно, площадки намерены софинансировать региональные проекты. В частности, соответствующие переговоры ведёт Свердловская киностудия, рассказала «Октагон.Урал» её генеральный продюсер Ольга Ерофеева-Муравьёва. Также, по её словам, у студии есть предварительные договорённости о продаже ещё не снятого полнометражного фильма одной из платформ и документальных фильмов – другой.

– Сейчас нет смысла снимать в пустоту, и мы хотим делать зрительские фильмы, чтобы их увидели люди, – отметила она.

Представители киноиндустрии сходятся во мнении, что интерес платформ к отечественному, в том числе региональному контенту возник не за последние два месяца. К этому привёл разворот в сторону так называемого ориджиналс – собственных эксклюзивных проектов. За последние два года сфера увидела расцвет молодого российского кино, в том числе благодаря платформам, отмечает продюсер, учредитель тюменского продюсерского центра «Баzа», директор центра развития региональных медиа и кино «Медиаполис» Маргарита Посадских:

«Наконец появляется конкуренция, контента выходит очень много. Российский зритель начал платить за этот контент, а платформы – инвестировать в молодых авторов, в новые истории. Мы наблюдали просто восхитительные события». – Маргарита Посадских, продюсер, учредитель продюсерского центра «Баzа», директор центра развития региональных медиа и кино «Медиаполис».

Уральские кинематографисты уже могут похвастаться своим присутствием на VoD-платформах. Фильмы «Из Уфы с любовью», «Енмеш», «Семья года», «Отряд Таганок», «Буран» режиссёра, продюсера, сценариста из Уфы Айнура Аскарова можно увидеть на ivi, Okko, Premier, «Кинопоиске» и других площадках.

– Все наши фильмы находятся на тех или иных площадках. Уже во время проката мы договариваемся о продажах, и кино смотрят, оно даже порой находится в топах онлайн-кинотеатров. Его смотрит вся Россия, и количество просмотров достаточно хорошее, и рейтинги неплохие. Это интересное, самобытное кино. Оно, конечно, отличается от московского, питерского, но этим и привлекательно – оно особенное, – рассказал Аскаров «Октагон.Урал».

Онлайн-кинотеатр Start совместно с уфимской командой выпустил в 2019 году сериал «И это всё Роберт». Недавно после проката в кинотеатрах страны на площадках появился фильм тюменских кинематографистов «Панчер». Есть свои примеры и у Свердловской киностудии.

Онлайн-платформы действительно проявляют интерес к молодым авторам с локальными историями, особенно если те понимают производственную цепочку и способны написать сценарий, отвечающий всем их запросам, говорит Маргарита Посадских. Представители платформ подтверждают её мнение: основное условие для входа – высокое качество контента и его релевантность за пределами региона производства.

– В последнее время есть успешные примеры выхода регионального контента на федеральный уровень. Уже можно говорить о феномене якутского кино, которое получает призы на фестивалях. У колоритных якутских фильмов хорошие рейтинги показов в Wink и растущая аудитория. В Пензе родился юмористический сериал «Зёма» про реального пацана нашего времени, который также завоевал популярность на федеральном уровне, включая хорошие показы в Wink, – комментирует Антон Володькин. – У любого проекта составляющие успеха – это крутая идея, захватывающее развитие идеи в сценарии и качество производства контента.

«Если региональный контент имеет крепкие позиции по этим параметрам, то у него есть шансы выйти на федеральный уровень. Деньги найти всегда непросто, но можно». – Антон Володькин, директор по развитию видеосервиса Wink («Ростелеком»).

Сами производители такого оптимизма не разделяют. Как полагает режиссёр фильма «Панчер» Михаил Музалевский, финансово вкладываться в новичков, в независимое кинопроизводство в трудное время онлайн-кинотеатры не станут. А при ограниченном бюджете, как часто бывает в независимых киностудиях, невозможно снять качественное кино. Поэтому частично восполнить пробел в контенте возможно с помощью региональных фильмов, но долго так продолжаться не может – начнут падать рейтинги самих прокатчиков, уверен он.

– Чтобы возобновить интерес прокатчиков к независимому кино, нужно завести финансирование, которое позволит включить в производство фильма профессионалов. Это в первую очередь операторская работа, звук, актёры, качественный сценарий – на всём этом очень глупо экономить, – подчеркнул Музалевский.

В Челябинске, например, именно отсутствие финансирования и профильных учебных заведений тормозит развитие кинематографа, делится генеральный директор киностудии «Челфильм» Оксана Карымова:

– Если деньги на производство мы ещё можем найти, то кадровая проблема очень остро стоит. Чтобы её решить, нам нужно финансирование, потому что хорошие кадры работают за хорошие гонорары.

В Башкирии квалифицированные кадры есть, но из-за отсутствия проектов в регионе они вынуждены разъезжаться, рассказал «Октагон.Урал» уфимский режиссёр, оператор-постановщик Рияз Исхаков («Синие ночи», «Ловец ветра», «И это всё Роберт»):

– Многие не с большим желанием работают в Москве, потому что Москва – дорогой город, далеко родственники, родители, а вся жизнь проходит в бесконечных сменах, которые длятся более 12 часов.

«Люди не видят ни детей своих, ни родителей. Поэтому многие хотят работать дома, даже за меньшие деньги»

Рияз Исхаков, режиссёр, оператор-постановщик

Пока в регионе не появятся компетентные команды, продюсеры не придут: они покупают время, а чем меньше у команды опыта, тем дольше придётся снимать, объясняет Маргарита Посадских:

– У региональной команды просто больше возможностей ошибиться. И если платформа или продюсер готовы на эти эксперименты пойти, они могут поддержать такую региональную студию.

Одним из способов привлечь в регион съёмки пусть и сторонние команды стал ребейт – субсидии из бюджета региона на возмещение части затрат на производство фильмов на территории субъекта. По мнению Маргариты Посадских, это не только финансовая поддержка авторов, повышение привлекательности для съёмок и, как следствие, имиджа региона, но и возможность нарастить компетентность местных кадров.

– Когда другие компании приезжают и снимают, специалисты, которые поработали с ними во втором эшелоне – ассистенты, «светики», ребята, которые могут проходить практику, – получают бесценный опыт, который они не могут получить в другом месте, – отмечает она.

Что касается прямого финансирования, сейчас для российских кинопроизводителей есть несколько вариантов, не считая частных инвестиций, – прежде всего Фонд кино и Министерство культуры. В зависимости от проекта на игровой фильм можно получить до 100 млн рублей. В прошлом году Минкультуры профинансировало 356 проектов на общую сумму 2,5 млрд рублей.

В этом году бюджет ведомства может составить 3,5 млрд рублей. В Фонде кино на этот год запланировано 4 млрд рублей, однако сумма может вырасти до 8 млрд рублей.

Кроме того, для производителей сериалов для онлайн-платформ существует Институт развития интернета. Сообщалось, что бюджет организации на поддержку интернет-контента в 2022 году составит 15 млрд рублей, из которых 3–5 млрд могут получить сериалы.

– Государство уже выделяет больше средств на создание кино, чем в прошлом году. Но просто так получить их нельзя – нужно суметь попасть на питчинг, где вы защищаете ваш проект и убеждаете компетентное жюри, что вашему фильму нужно быть! Здесь есть и плюс – увеличится количество выпускаемых фильмов, но и минус – на рынок повалятся все кому не лень, и ждать, что каждое второе кино будет культовым, явно не стоит, – считает Михаил Музалевский.

Уральские авторы соглашаются, что получить федеральные средства бывает непросто. По словам Рияза Исхакова, если уфимские производители обращаются за поддержкой, на них обычно смотрят странно: мол, Башкирия – нефтяная республика и деньги в регионе есть. При этом в самой Башкирии за крупными бюджетами их отправляют в Москву.

Но, как бы то ни было, без продвижения зритель, воспитанный западными маркетинговыми кампаниями и уверенный, что с уходом блокбастеров закрылись и кинотеатры, продолжит считать, что смотреть ему нечего.

Сам по себе выход на онлайн-площадку не добавит финансовой стабильности местным киностудиям, отмечают опытные авторы. Продажа прав не окупит производство полностью. Как сообщил Айнур Аскаров, площадка выкупает эксклюзивы в основном путём единоразовой выплаты.

– От того, что региональный производитель по этой же схеме продаст своё кино [онлайн-кинотеатру], не думаю, что он начнёт чувствовать себя увереннее в финансовом плане, – полагает он.

Тем не менее выход на платформы – большой плюс к имиджу авторов, увеличение кредита доверия к ним со стороны потенциальных инвесторов и повышение вероятности того, что платформа сама может обратиться к производителю для создания совместного проекта. Однако найти на площадках фильмы из регионов и поддержать авторов просмотром не так-то просто.

«Октагон.Урал» не удалось обнаружить никаких подборок или рейтингов на самих площадках, а информация о фильмах, снятых, например, в Башкирии или Тюмени, содержит только упоминание страны, но не региона производства.

– VoD-площадки с продвижением регионального кино никак не помогают, они продвигают только свой собственный контент, вне зависимости от региона производства, – пояснила Ольга Ерофеева-Муравьёва.

Между тем подборки и продвижение, подобное витринам отечественных товаров на маркетплейсах, могли бы помочь региональным производителям, убеждена Оксана Карымова. Пока же поддержка скорее ситуативная и зависит от договорённостей с платформой.

– Если какой-то проект подходит под их критерии, они готовы оказывать финансовую поддержку. Иногда помогают не только деньгами, но и ресурсами, как было у нас с картиной «Подельники». Мы сотрудничали с платформой Start, и с нами работал их режиссёр монтажа. Также коллеги помогали с пиар-кампанией, – добавила Ерофеева-Муравьёва.

Возможно, курс скоро начнёт меняться. Например, в Тюмени совместно с VoD-платформами запускают сценарный кемп. Организатор кемпа Маргарита Посадских объяснила, что участники – молодые авторы – сначала должны прислать свою идею для фильма или сериала, затем пройти отбор и на очных занятиях с представителями платформ написать сценарий, который после защиты на питчинге может быть реализован для одной из VoD-платформ.

И всё же шансы закрыть нишу, образовавшуюся из-за оттока контента, у региональных авторов пока достаточно слабые. И дело не только в жёстких рамках, отсутствии средств или привычке нашего зрителя к блокбастерам. Производство игрового фильма занимает не менее трёх лет, поэтому взрывного бума местного кино в онлайн-формате ждать не стоит.

Анна Лапина

По материалам: “Октагон”

Ранее

Все в стройку

Далее

Зачем крымчане идут в волонтёры

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru