На фоне ухудшения экономической ситуации, возникновения логистических проблем и дефицита запасных частей в России вновь возросло число угонов автомобилей
Как выяснил «Октагон», в регионах злоумышленники начали cкупать или арендовать гаражи, где в дальнейшем оборудуют «отстойники» для похищенных машин. Криминальная технология из прошлого вновь оказалась востребованной, поскольку позволяет обходить даже многочисленные камеры наблюдения.
С января по март 2022 года количество угонов автомобилей в России выросло на 25 процентов. К таким выводам пришли аналитики сервиса по подбору и проверке машин со вторичного рынка «Автокод». Специалисты связывают наметившийся тренд с нехваткой комплектующих и их резким подорожанием.
По информации Российского союза автостраховщиков, с начала года в стране угнали 264 застрахованные машины. Как правило, это были модели из массового сегмента от концернов Hyundai, Lada и Kia. Чаще других угоняли кроссовер Hyundai Santa Fe. По данным компании «ВСК», с января по март текущего года у клиентов чаще всего похищали Hyundai, Kia и Toyota.
Источники издания в силовых структурах сразу двух регионов сообщили, что техника угона стала меняться.
Точнее вернулись приёмы из недавнего прошлого: теперь злоумышленники, действующие в городах, предпочитают предварительно арендовать или оформлять на чужие документы гаражи для «отстоя» похищенных авто.
«Отстаиваются» неделю
Представитель правоохранительных органов рассказал «Октагону», что создание «отстойников» на территории российских городов стало популярной схемой:
– Общаемся с коллегами из разных регионов и видим примерно одну и ту же ситуацию: машина угоняется из центральной части города, например от торгового центра, после чего словно растворяется – не попадает ни на одну из камер видеофиксации. Чаще всего это происходит из-за использования гаражей-«отстойников».
По словам собеседника, зачастую угонщики арендуют гаражи в центральной части города – это удобно, поскольку похищенный автомобиль можно за считаные минуты перегнать в бокс по заранее выбранному маршруту. В некоторых случаях преступники берут в аренду или приобретают сразу несколько гаражей.
– Приём стал востребованным из-за огромного числа камер видеонаблюдения. Ведь многие машины, угоняемые в последние годы, удавалось отследить именно по камерам. Всё остальное – дело техники, – отметил правоохранитель.
По сведениям страховых компаний, антирейтинг субъектов страны по степени активности угонщиков вот уже несколько лет практически не меняется. В пятёрку лидеров входят Санкт-Петербург, Московская область, Москва, Ленинградская область и Пермский край. К слову, Северная столица давно занимает ведущую позицию по числу угонов: за период с января по май 2022 года на неё приходится почти треть всех хищений автомобилей у владельцев с полисами каско.
Адвокат, бывший начальник криминальной милиции одного из районов Москвы Евгений Харламов подтвердил, что львиная доля угнанных машин сегодня проходит через «отстойники»:
– Подземные гаражи для этих целей обычно не подходят, они чаще всего находятся в составе гаражно-строительных кооперативов или жилищных комплексов, где смонтировано много камер. В итоге находят крытые гаражи или так называемые ракушки. Обычно угнанный экземпляр «отстаивается» там в течение трёх – семи дней. Когда ажиотаж по поиску пропажи несколько спадает, у машины перебивают VIN либо разбирают её на запчасти.
Также Харламов сообщил, что подобные автомобильные схроны, как правило, существуют недолго – рано или поздно их вычисляют, поэтому злоумышленники вынуждены регулярно менять локации.
По оценкам специалистов, системы распознавания и видеофиксации с вероятностью до 98 процентов могут отслеживать перемещение угнанных автомобилей, и вопрос их обнаружения – вопрос времени, а время – самая важная составляющая для угонщиков. Если автомобиль успели разобрать на запасные части, то уличить похитителей практически невозможно.
Под разбор и под заказ
Похищаемые машины условно делятся на две категории: те, которые угоняют специально «под разбор», и те, которые крадут «под заказ». Разбирают преимущественно автомобили из бюджетного сегмента – Volkswagen Polo и Škoda Rapid. Запчасти для них пользуются повышенным спросом.
«Машины разбираются очень быстро, буквально за ночь. Сейчас есть очень хороший и относительно недорогой инструмент, с его помощью даже дети способны разрезать кузов автомобиля. Запчасти реализуются по объявлениям в интернете или продаются заказчикам – таковыми подчас выступают “серые” автосервисы». – Вячеслав Субботин, автомобильный эксперт, ведущий программы «Минтранс».
По словам эксперта, «заказывают» для дальнейшей эксплуатации чаще всего машины из премиального сегмента, обычно немецкого производства. Если на кону стоит авто стоимостью 5 млн рублей и выше, то для его «отстоя» угонщики могут приобрести гараж, это вполне рентабельно.
Гаражные кооперативы в городах России давно превратились в эпицентры преступности.
– Заметное снижение числа автомобильных краж в ряде регионов, которое фиксировалось некоторое время назад, я бы связывал не только с увеличением числа дорожных камер, но и с ликвидацией властями пресловутых «ракушек» и другого самостроя. Когда не остаётся мест для «отстаивания» краденной машины, трудно и воровать, – пояснил основатель адвокатского бюро «ЗаконоведЪ» Григорий Сарбаев.
Эксперты констатируют: в настоящее время в группе риска находятся владельцы как дорогих, так и дешёвых автомобилей.
В обоих случаях целью краж является получение запасных частей и агрегатов, а также перепродажа автомобилей по легальным документам вместо уничтоженных после ДТП.
Как уточнил председатель правления ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач, в качестве «отстойников» могут использоваться не только гаражи, но и различные места, в которых трудно быстро обнаружить угнанный автомобиль: автосервисы, промышленные зоны и так далее.
При этом специалисты утверждают: если ваш автомобиль «заказали», то защитить его практически невозможно и с большой долей вероятности угонщики добьются своего.
Фото: pixabay.com
Михаил Белый
По материалам: “Октагон”