Белорусский бизнес старается вписаться в специальную военную операцию России на Украине
Минская фирма «Мидивисана», являющаяся поставщиком различной техники для армии Белоруссии, выходит на рынок РФ со своим новым изделием – так называемой «автоцерковью», выяснил «Октагон». Речь идёт о передвижном автофургоне с автоматически выдвигающимся куполом под общим названием «Кузов-контейнер для осуществления религиозной службы».
Белорусские «автоцеркви» составят конкуренцию отечественным «храмам на колёсах»
Компания «Мидивисана» – разработчик мобильных кузовов-фургонов и кузовов-контейнеров с 30-летним стажем. Такая спецтехника в отдалённых и труднодоступных местах может использоваться как штабной модуль, пункт бытового и медицинского обслуживания, полевой госпиталь, столовая или баня. Продукция предприятия поставляется в воинские части Белоруссии, а также на круглогодичную станцию в Антарктиде, где живут и работают учёные.
Кузов-контейнер перевозят на платформе тягачом, самолётом, поездом или кораблём, размещают на прицепе грузовика. Работа «автоцеркви» почти полностью автоматизирована. С помощью пульта управления развёртываются трап, лестница и козырёк. Затем внутри помещения на опорное основание устанавливается купол, а подъёмный механизм через люк выводит его на крышу. Молящиеся люди попадают внутрь храма по трапу.
Можно также установить звонницу, эффект которой усиливается через динамики.
Среди авторов разработки – глава предприятия Дмитрий Мишута, а также инженеры Дмитрий Клютко и Олег Дударев. Компания направила заявку на получение патента на «автохрам» в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, а её представители не скрывают своего желания составить конкуренцию на российском рынке отечественным производителям аналогичной спецтехники. Причём описанную выше модель собрали специально для одного из подразделений Минобороны РФ.
– Предполагается, что наша продукция будет поступать в Россию. Мы уже не первый год работаем в этом направлении, и в принципе процесс идёт. Белорусский рынок явно мелковат для этого дела. Конструкцию («Автохрама». – τ.) можно установить на любом автомобиле, не только на МАЗе, вопрос в желании заказчика. Если нужно на «Газели» – сделаем на ней, – объяснил «Октагону» устройство новинки Олег Дударев.
«Допускаются различные модификации, в том числе для мусульман. Для этого нужно поменять купол на полумесяц и заменить внутреннее содержимое. Это трансформер». – Олег Дударев, инженер.
Интерес к передвижным культовым сооружениям появился в Минобороны России в нулевых годах. Для укрепления боевого духа в Воздушно-десантных войсках РФ тестировали «церковь на колёсах» на базе КамАЗа, мобильные «надувные храмы-палатки», которые десантировали с самолётов, кузова-контейнеры для молитвы в прицепном вагоне и так далее. Однако для последних необходим тягач, что довольно трудозатратно и занимает относительно много времени. Быстрее разворачивается «Мобильный пункт для работы с верующими военнослужащими» от компании «НПО РусБИТех», но его купол нужно вручную извлекать из контейнера и водружать на крыше.
Минская фирма для сокращения времени развёртывания «автохрама» предложила систему автоподъёма купола через люк, вырезанный в крыше. При этом электроснабжение для подъёмного механизма и освещения обеспечивает автономная система электроснабжения или внешняя энергоустановка (например, выносной дизель-генератор).
Бывший заместитель главнокомандующего ВВС России по вопросам Объединённой системы ПВО государств – участников СНГ генерал-лейтенант запаса Айтеч Бижев отметил, что при реализации таких проектов важно не потревожить чувства верующих.
– Россия – многоконфессиональная страна. Наши основные религии – христианство (главным образом православие), ислам, иудаизм и буддизм. И если что-то делать в этом направлении, то делать для всех, чтобы не было однобокости и не были ущемлены интересы других верующих. Все воюют – и евреи, и мусульмане, и буддисты. Поэтому нельзя создавать только христианский храм, всё должно быть одинаково, – напомнил собеседник.
Передвижным церквям в России 300 лет
История передвижных православных храмов России берёт начало с постройки в 1724 году походно-улусной церкви во имя Воскресения Христова. Она предназначалась для принявшего православие внука калмыцкого хана Аюки-хана Баксадая-Дорджи (Петра Тайшина). Культовые сооружения «на колёсах» были распространены вплоть до конца XIX века, а с развитием железных дорог их сменили вагоны-церкви, работавшие преимущественно в отдалённых районах Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. Последние на ряде направлений действуют и сегодня.
В истории России были и плавучие храмы. Первым из них принято считать пароход «Святитель Николай Чудотворец», ходивший в Каспийском море и по Волге в 1910–1915 годах. Спустя почти 100 лет на реку спустили «Святого Владимира» – единственное в мире самоходное судно такого типа, созданное на базе списанного десантного корабля, а в 1998-м компанию ему составил плавучий храм «Святитель Иннокентий».
В 2006 году в Оптиной пустыни появилось собственное культовое сооружение на колёсах в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Оно стало необходимо священникам, которые на значительном удалении от монастыря работают в поле и собирают мёд. Во ФСИН России для нужд верующих заключённых Красноярского края создали передвижную церковь на базе автомобиля ЗИЛ-131. Власти Коми использовали передвижной храм на базе прицепа для нужд православных верующих, проживающих в труднодоступных местах республики.
В Роспатенте можно обнаружить совсем экзотические модели для проведения религиозных служб. Например, в Нижегородском государственном техническом университете разработан дирижабль-трансформер для использования его в качестве полевого храма в местах, где поблизости нет церквей.
Фото: pixabay.com
Александр Колесников
По материалам: “Октагон”