Чукотское Билибино стало самым дорогим городом России
Цены на продукты в стране взлетели. Россияне стали экономить на овощах и фруктах, мясной и рыбной продукции.
Мы поговорили с людьми, которые живут в самом дорогом регионе РФ — на Чукотке. Продукты им доставляют несколько раз в год. В отличие от москвичей, они давно не удивляются арбузам по 4000 рублей, бананам по 800 рублей, огурцам и помидорам за 600 рублей. Деликатесом считают омлет и салат из свежих овощей.
«На прилавки выбрасывают просрочку»
Билибино считается самым дорогим для проживания городом в РФ. Население — 5,5 тысячи человек. В городе практически нет дорог, пригодных для круглогодичного использования. Продукты сюда доставляют на самолетах два раза в год. Цены на овощи-фрукты в 5 раз дороже, чем во всей стране.
Местная жительница Дарья Михайлова рассказала о проблемах, с которыми сталкивается местное население.
«В Билибине независимо от политического строя и санкций цены в магазинах растут постоянно. Это связано с дорогой доставкой, которая осуществляется на самолете. Плюс сами предприниматели накручивают еще стоимость товаров на месте.
Помимо частных магазинов в городе есть муниципальные гастрономы, которые нас спасают. На социально значимые товары — картошку, лук, макароны, крупы, тушенку — там цены сдерживают. Например, макароны в гастрономе стоят 70 рублей, а в других продуктовых — от 100 и выше. Но как только дешевый товар поступает на прилавки, его быстро разбирают, народ закупается впрок. Так что пустые прилавки — частое явление.
Боль Чукотки — это фрукты и овощи. Бананы у нас стоят 800 рублей. Арбузы в прошлом году продавали по 4000 рублей, в этом году я их еще не видела. Овощи и фрукты покупают детям, взрослые на себе экономят. Часто берут поштучно. Летом народ собирает ягоды и грибы, делает заготовки на зиму, чтобы обеспечить себя витаминами.
Омлет на завтрак у нас считается деликатесом. Десяток яиц стоит от 280 до 460 рублей. Перед Пасхой в магазине продавали вареные окрашенные яйца по 80 рублей за штуку.
Пакет привозного молока — 250 рублей. Спасает нас собственное производство, где делают «восстановленный» молочный напиток. Некоторые считают его гадостью. Но он выручает, потому что стоит 110 рублей.
В конце 2021 года на прилавках муниципальных магазинов появилась оленина по 780 рублей за килограмм. Народ возмутился ценами. После чего оленина совсем пропала.
Дефицитным товаром считаются картофель, лук, морковь, капуста. А настоящий деликатес для нас — баклажаны, кабачки, кукуруза в початках, морепродукты.
Чукотка считается рыбным краем, но с морскими продуктами здесь проблемы. 250 граммов малосоленого лосося стоят 800 рублей. В этом году у нас красная рыба в магазинах отсутствовала. Икра продавалась только под Новый год, 500 граммов — 3 тысячи рублей. Больше мы ее не видели.
Регулярно на прилавки выбрасывают просроченные товары и подгнившие фрукты. Вероятно, есть спрос, раз продают.
Зато цены на алкоголь приемлемые, иначе его не стали бы покупать.
С одеждой тоже беда. Цены московские, а выбор невелик. Продают китайский ширпотреб. Можно сделать заказ по Интернету, но стоимость доставки огромная. Посылка идет от недели до четырех месяцев, как повезет.
Мебель тоже не каждому по карману. Цены на обыкновенное ДСП, которое быстро приходит в негодность, космические. Самая простая кровать стоит 160 тысяч рублей.
Стоимость жилья в Билибине за последние три года поднялась. «Двушку» можно продать от 1,5 до 7 миллионов. Аренда возросла из-за притока людей, которые приезжают на заработки. Ведь средняя зарплата у нас 80–100 тысяч рублей. Но половина этих денег остается в продуктовых магазинах. Те, кто приезжает, быстро понимают, что потратить здесь можно больше, чем заработать. Чтобы накопить на отпуск, приходится сильно экономить.
Выбраться из Билибина проблематично. Прямых рейсов до Москвы нет. Сначала летим в Магадан, потом в другие города. Из отпусков люди часто везут лук и чеснок.
Развлечений в городе немного. Есть кинотеатр, краеведческий музей, библиотеки. Кафе тоже имеются. Пицца там стоит около 1500 рублей. В любом случае дешевле, чем готовить ее дома.
Я люблю Чукотку, но позволить себе здесь качественную жизнь сложно. С каждым годом усиливается желание перебраться в центральные районы страны. Молодежь уезжает. Мало кто хочет оставаться и развивать регион».
«В январе закончились фрукты, в марте не стало овощей»
Поселок Провидения считается самым депрессивным регионом Чукотки. Население здесь заметно сократилось, инфраструктура не развивается.
Местная жительница Ксения рассказала о ценах на продукты и чем живет район.
«15 июня пришел первый пароход с едой и грузом, которого мы ждали больше полугода. Цены удивили. Думали, будет страшнее. В муниципальных дешевых магазинах огурцы, помидоры по 350 рублей, виноград — 770, яблоки — 310, чеснок — 490 рублей за штуку, картофель по 150, черешня — 920, мандарины — 440, бананы — 340, редис — 270, лук — 140. В принципе, особо ничего не изменилось. Но, скорее всего, цены к осени поднимутся, потому что стоимость доставки возросла в два раза.
В день привоза продуктов во всех магазинах были толпы народа. Весь поселок вышел за едой.
Дело в том, что в 2021 году в Провидения был сорван завоз продуктов и других товаров. Всего за навигацию пришло два судна вместо обычных 6–10. Свежие продукты мы видели дважды — в июле и ноябре. К январю 2022 года в поселке закончились фрукты. В марте не стало овощей.
После санкций местные магазины повысили цены на оставшиеся товары на 15–25%. Один предприниматель поднял на 50%. А в магазинах к февралю осталось немного товара. Молоко по 150 рублей можно было приобрести только в одном продуктовом. Мясо только замороженное, по 600–900 рублей. Окорочка лежали очень плохого качества по 230 рублей. Рыба дорогая, по 900 рублей. Сыра и колбасы не видели с марта.
Для понимания: зимой у нас вся акватория покрыта льдом, судоходства нет. Следовательно, и продуктов нет. После жалоб жителей в Провидения стали периодически завозить овощи из Анадыря. Изредка малыми партиями доставляли на самолетах яблоки, огурцы, помидоры, капусту, свеклу, морковь. Народ за день всё сметал. Брали в больших количествах на все деньги, которые имелись. Не всем доставалось. Один из самых ходовых товаров — яйца. Стоят 290 рублей десяток. Их раскупают сразу. Хорошо у нас есть местный предприниматель, который разводит кур. Он продает яйца по 300 рублей за десяток. Очередь к нему расписана на месяц.
О здоровом питании нам остается только мечтать. Люди не брезгуют просрочкой. Предприниматели иногда закупают продукты с истекающими сроками годности, потому что они дешевле. Покупатели сроки годности на упаковке давно не смотрят. У нас просто нет выбора.
Но мы еще хорошо живем. У нас в продуктовых хотя бы всегда есть крупы, мука, печенье, консервы. Во многих деревнях и этого нет.
Еще мы покупаем пайки у военных. Там есть картошка, консервы, масло, рыба и сыр. Все это в банках и очень качественное. Но подобные вещи не афишируются.
Средняя зарплата в Провидения — 50–60 тысяч рублей. Этих денег едва хватает. Хорошо получают силовики и сотрудники администрации. По слухам, у них выходит до 300 тысяч рублей.
Все меньше остается желания жить на Севере. Регион развивается в двух-трех городах, остальное заброшено. До нас никому нет дела. Движемся к каменному веку.
А ведь когда-то у нас был морской порт. Здесь работали промышленные комбинаты, развивалось сельское хозяйство. Авиарейсы осуществлялись ежедневно — из Провидения в Анадырь и в соседний райцентр Лаврентия. Курсировали пассажирские малые суда. Сейчас ничего не осталось. Закрыты предприятия, работы нет. Хорошие специалисты не задерживаются. Зарплаты небольшие, Интернет плохой, молодежи пойти некуда.
Пенсии чуть больше 20 тысяч рублей. Старики подрабатывают сторожами, чтобы не протянуть ноги.
Из положительного — здесь свободно, безопасно, нет страха за детей. Местные знают друг друга, поддерживают. У нас сказочная природа, чистый воздух и вода. Вот, пожалуй, и все».
«Не могу позволить себе яблоки»
Сергей живет в Анадыре. Столица Чукотки входит в топ-5 самых дорогих городов России. Молодой человек поделился своими впечатлениями.
«У нас в Анадыре, как и по всей Чукотке, продукты и прочие товары завозятся только летом и осенью.
Магазины в апреле-мае стоят полупустые. Часть товаров, которые продают сейчас, завезли самолетом еще зимой.
Ряд продуктов субсидируется государством. Если бы этого не было, картошка стоила бы по 400–500 рублей за килограмм. А так можно найти за 80.
После 24 февраля ценники на всё поднялись. Даже при официальной зарплате 135 тысяч рублей львиная часть денег уходит на питание. А ведь большинство людей зарабатывают 60–70 тысяч. Но люди сюда все равно едут, когда слышат про наши заработки. Не понимают, с чем им придется столкнуться.
Цены высокие на фрукты и ряд овощей. К примеру, сейчас у нас огурцы и помидоры по 700 рублей. Яблоки раньше покупал по 200–250 рублей в течение всего года. Последние пару лет уже не могу себе позволить.
Деликатесом для меня считаются салат из огурцов-помидоров и бананы. Сейчас не самый сезон бананов, поэтому они стоят порядка 650 рублей за килограмм. Даже не вспомню, когда последний раз их брал.
Арбузы всегда были дорогие, по 2000–3000 за штуку. Но их почти не завозят, нет смысла. Клубнику или черешню могут привезти, но опять же все стоит дорого. Из фруктов обычно в наличии только яблоки, апельсины, бананы, персики.
Конечно, «борщовой набор» в муниципальных магазинах себе люди могут позволить. А вот скоропортящиеся товары — уже нет.
Крупногабаритная техника тоже стоит дорого. Я даже не вспомню, когда последний раз что-то покупал в магазине, кроме продуктов.
Квартиры подорожали. Моя двухкомнатная квартира в довольно старом доме стоит 6–7 миллионов.
Лекарства очень дорогие. Медикаменты просим привести знакомых из отпуска.
С каждым годом жить здесь сложнее. Еще в 2017 году при зарплате 50–55 тысяч я мог себе позволить значительно больше всего, нежели сейчас, хотя получаю в два раза больше.
Один из плюсов Чукотки — полная оплата затрат на дорогу во время отпуска. Нам оплачивают раз в два года перелет на самолете до указанного населенного пункта. Сам отпуск у нас длится не 28 дней в году, а 52 дня, у кого-то и больше.
Сейчас все в ужасе ждут, как изменится жизнь с санкциями. И насколько быстро мы обеднеем еще больше».
* * *
Недавно в Анадырь прибыло первое судно навигации в этом году. Жителям доставили партию продуктов по новым «санкционным» ценам.
Мы еще раз связались с Сергеем.
— В первый день, когда пришел корабль, разгрузили самое необходимое для населения — овощи и алкоголь. У магазинов образовались очереди. Давка была за пивом местного производства, которое у нас уже с мая закончилось, — рассказывает молодой человек. — Цены на продукты поднялись на 10–20 процентов. Хотя сыр, который я до навигации брал по 1000–1200 рублей, почему-то подешевел до 850–900 рублей. У нас люди не особо возмущаются подорожанию, здесь привыкли к высоким ценам. Без продуктов все равно не проживешь.
По мне так в любом случае грех жаловаться. Если исключить Москву и Питер, жить тут порой лучше, чем в том же Воронеже. В Анадыре бесплатный общественный транспорт. Практически нулевая преступность. Льготная ипотека была чуть ли не беспроцентной.
Тут не такая большая конкуренция в плане рабочих мест. Многие без проблем находят работу. Но в основном едут на заработки не в Анадырь, а в отдаленные населенные пункты Чукотки. Работают вахтовым методом, к примеру, на добыче золота. Сварщики и трактористы получают очень неплохие деньги.
Самые прибыльные профессии — военные, Росгвардия и полиция. У них зарплаты далеко за 100 тысяч рублей. Помимо бесплатного жилья им выдают продуктовый паек, который они продают через местные паблики. Год службы у них идет за два. Правда, чем они тут занимаются, лично мне не очень понятно.
Минус Анадыря — дорогое жилье. В среднем однокомнатная квартира стоит 6 миллионов рублей, «двушка» — порядка восьми, трехкомнатные — более десяти.
Ну и большая проблема Чукотки — отсутствие оптоволоконного Интернета. У нас до сих пор идет Интернет через спутник. В том же Магадане еще в 2016 году протянули линию от Камчатки. Планировали провести на Чукотку, но что-то пошло не так.
У нас нет безлимитного домашнего Интернета. Тарифы оплачиваются помегабайтно (привет, начало нулевых). Скорость ужасная. Большинство населения использует корпоративные симки, купленные не совсем законным способом, потому что на них есть безлимитный Интернет. Нам обещали проложить кабель к концу этого года с Камчатки. Но сдается мне, опять ничего не будет, так как кабель импортный, а корабль для прокладки планировали использовать от Южной Кореи.
Фото: pixabay.com
Ирина Боброва
По материалам: “Московский комсомолец”