В России снимают последние антиковидные ограничения, и уже с 15 июля будет отменён запрет на пересечение сухопутной границы
Все пункты пропуска готовы к работе, однако Китай осторожничает и неуклонно продолжает политику нулевой терпимости к ковиду, хоть и делает при этом небольшие послабления в части срока карантина и упрощения требований. Жёсткие ограничительные меры негативно влияют на сферу бизнеса, а туризм и вовсе делают невозможным.
«Октагон.Восток» пообщался с представителями дипломатических ведомств, визового центра и бизнеса о том, как всё-таки добраться до Поднебесной и есть ли положительные подвижки в пассажирском и грузовом сообщении между двумя странами.
Россия уже с 15 июля снимет ограничения на пересечение сухопутной границы страны, которые были введены в 2020 году из-за распространения коронавирусной инфекции. Об этом накануне объявили в оперативном штабе по борьбе с ковидом.
А вот Китай делать аналогичные шаги не спешит. На запрос издания представительство МИД России во Владивостоке ответило, что какие-либо планы китайской стороны относительно открытия границ для туристов не озвучивались, в том числе по линии Генерального консульства КНР во Владивостоке.
– Китайская сторона в процессе поддержания ограничительных мер руководствуется приоритетом защиты здоровья населения. Также, с учётом значительного числа жителей Китая и периодических вспышек в его различных областях коронавирусной инфекции, это препятствует распространению заболевания на территорию стран-соседей. В этом КНР не одинока – ещё более жёсткими мерами руководствуются власти Северной Кореи, – рассказали в представительстве МИД России во Владивостоке.
Генеральный консул России в Харбине Владимир Ощепков, отвечая на вопросы «Октагон.Восток», отметил частичные послабления китайских ограничительных мер. Недавно был сокращён срок карантина для прибывающих из-за границы и упрощены требования к получению «кода здоровья» для въезда в КНР.
– Со своей стороны поддерживаем с местными китайскими властями постоянный диалог по вопросам деятельности совместных пунктов пропуска на границе. Уверен, что когда-нибудь там появятся условия для возобновления через них пассажирского сообщения, – поделился Ощепков.
Однако пока об открытии сухопутных границ нет и речи. По словам генконсула, Китай особенно опасается вспышек заболевания в приграничных городах, где не так много больниц, медицинского персонала и гостиниц, которые можно приспособить под нужды карантина. Соответственно, повышаются риски того, что местные службы не справятся с большим количеством заболевших и локальная вспышка перекинется на другие регионы страны.
Сейчас добраться до Китая можно только авиарейсом по рабочей, бизнес- или семейной визе и при наличии приглашения от китайской стороны. Как отмечают в визовом центре VISA-VL, если необходимость есть, то в КНР человек попадёт.
– Раньше их вовсе не давали, во времена ковида получить визу было нереально. Сейчас люди у нас получают визы, выезжают в Китай. Нужны вакцина (подходит «Спутник V»), приглашение, паспорт и фотография. Также необходимо получить одобрение в консульстве, – пояснили в визовом центре.
Билет на самолёт стоит около 200 тыс. рублей, и по правилам даже из соседнего Владивостока добираться до Пекина или любого другого китайского города придётся с пересадкой в Москве.
А затем – обязательный карантин.
Но есть и позитивные новости: авиакомпания Sichuan Airlines объявила о запуске прямых рейсов из Петербурга в китайский город Чэнду с 27 июля. Вырастет число перелётов из Москвы: с 12 июля самолёты компании Hainan Airlines летают в Пекин по вторникам, а в июле и августе China Southern Airlines планирует совершить семь рейсов в Шэньчжэнь. «Аэрофлот» также увеличивает число рейсов в Поднебесную. С 20 июля можно будет долететь из Москвы в Пекин, а с 22 июля – в Чэнду. Со 2 июля доступны прямые перелёты в Шанхай. Таким образом, общее количество авиарейсов между странами увеличится с двух до восьми в неделю.
Из-за дороговизны билетов и сложностей с получением визы и карантином предприниматели в Китай почти не ездят. А это влияет на качество и количество контрактов. Как утверждает руководитель торгово-производственной компании «Ресурс» Виктор Василенко, найти добросовестного поставщика и качественный товар в текущих условиях сложно:
– Личный контакт отсутствует, приходится всё решать по видеосвязи, телефонными звонками. Это мешает выстраиванию полноценных партнёрских отношений. Китай – страна подделок, тут нужен контроль, особенно в части оборудования.
Бизнесмен называет действия китайской стороны, касающиеся ограничений и порядка пропуска на границе, непредсказуемыми. Трудности и задержки создают в том числе бюрократические процедуры. Василенко уверен, что нужны дополнительные буферные зоны для соблюдения китайских карантинных требований – такие уже есть на границе Китая и Казахстана.
– Из рук вон плохо работают таможенные органы, стоят очереди, а рулят ими по-прежнему определённые, известные всем предприниматели. До сих пор вопрос не решён, – жалуется председатель Приморского краевого отделения «Опоры России» Виталий Гуменюк.
Заместитель председателя Приморского краевого отделения «Опоры России» Александр Огневский в разговоре с «Октагон.Восток» называет инфраструктуру на российско-китайских пунктах пропуска примитивной и устаревшей.
– Сегодня Росгранстрой, конечно, делает всё возможное, чтобы пункты стали более современными, но инерция не позволяет оперативно устранить эту проблему. Насколько мне известно, в ближайшие недели в Приморье приедет руководитель Росгранстроя, который будет решать этот вопрос, – говорит Огневский.
Пока вся страна разворачивается на Восток, поток грузов упирается в скромные возможности российско-китайских пунктов пропуска и вводимые КНР ограничения. По мнению предпринимателей, частично решить проблему могло бы создание дополнительных грузовых терминалов и ослабление контроля со стороны госорганов. Но окончательно наладится ситуация лишь с отменой китайских ограничительных мер, и на это никто не в силах повлиять.
Фото: pixabay.com
По материалам: “Октагон”