Дилеры продолжат повышение цен на автомобили
Эксперты также утверждают, что старение российского автопарка будет идти ускоренными темпами, а ремонтировать автомобили придется аналогами, а не оригинальными запасными частями, но за прежнюю цену, с сохранением уровня маржи.
Автомобильная тема волнует практически каждого россиянина. Все 70 лет советской власти только редкие счастливчики могли себе позволить личную машину, зато за последние 30 лет ситуация кардинальным образом изменилась. И вот, кажется, все возвращается к советским реалиям. «Новые Известия» сегодня уже опубликовали шокирующие данные о том, как снизился уровень продаж автомобилей в стране за последние 10 лет. Теперь же мы предоставляем слово экспертам, которые расскажут о печальных перспективах во всех подробностях.
Международная сеть автосервисов FIT SERVICE совместно с аналитическим агентством Gruzdev-Analyze провели масштабное исследование автомобильного рынка за первое полугодие и в ходе онлайн-конференции озвучили основные тренды. В частности, по мнению экспертов рост цен на новые и подержанные автомобили продолжится, дилерам не хватает оригинальных запчастей, и они ремонтируют аналогами сохраняя уровень маржи в деньгах, а в ближайшем будущем дилерские центры, чтобы не обанкротиться, попытаются трансформироваться в мультибрендовые автосервисы.
Падение продаж и рост цен на автомобили
По словам экспертов, сейчас ежемесячные продажи лежат в границе 25 000 – 40 000 автомобилей. «Выжить» только на продаже новых авто для большинства дилеров не представляется возможным. По разным оценкам экспертов, продажи сократятся от 55 до 64% и будут самыми низким за современную историю.
«Динамика первой недели июля вновь вернулась к отрицательным значениям. Июньские показатели вроде бы говорили о том, что мы оттолкнулись от дна, но пока говорить о каких-то серьезных позитивных тенденциях преждевременно», — отметил Александр Усольцев, руководитель группы развития группы компаний ТрансТехСервис.
«Самые худшие прогнозы по продажам автомобилей сбываются. В 2022 году парк гарантийных автомобилей сократиться на 1-1,2 млн машин. Продажи автомобилей в этом году откататься к началу 2000-х, но в то время и дилеров было меньше, чем сейчас», — говорит Александр Груздев, основатель аналитического агентства Gruzdev-Analyze.
По оценкам экспертов, несмотря на катастрофическое снижение продаж, не стоит ждать снижения цен на новые автомобили. Только за март-июнь рост цен по китайским брендам составил около 50%, а по брендам, которые приостановили деятельность, рост от 50% до 250%.
«Учитывая ограниченное предложение, вряд ли стоит ожидать снижение цены. Исключение могут составить китайские бренды. Но только в том случае, если один из ключевых игроков не выдержит и снизит цены», — считает Олег Мосеев, руководитель проекта «Автомаркетолог» и член совета директоров FreshAuto.
По мнению Олега Мосеева, доля китайских брендов однозначно будет расти и сегодняшние 18% далеко не предел. «Дело еще и в том, что сейчас только ленивый не пошел открывать китайский автомобильный дилерский центр, там сейчас очереди, как на Пушкинской в «Макдональдс», когда он впервые открылся. Скоро каждый второй новый автомобиль, проданный в России, будет китайским», — подчеркнул Олег Мосеев.
«Скорее всего в 2022 году увидим снижение продаж подержанных автомобилей примерно на 15-20%. При этом цены скорее всего останутся на нынешнем уровне. Высока вероятность подъема цены в премиум сегменте на автомобили до 3-х лет. При условии налаживания поставок запасных частей», — Гаджи Курбанов, основатель компании Haraba.
Однако по словам Гаджи Курбанова, независимые дилеры будут еще активней на этом рынке. В том числе в сегментах, в которых раньше не особо были заметны.
При этом все эксперты сходятся к единому мнению, что количество официальных дилеров и дилерских центров в нынешних условиях может сократиться на 40-50%.
Что с гарантией и оригинальными запчастями?
Дилеры сейчас продолжают нести гарантию, но есть проблемы со сроками. Закон о правах потребителя регламентирует срок гарантийного ремонта и корректировок в сторону его увеличения пока нет.
«Ситуация с гарантийным ремонтом обостряется и через некоторое время не исключено, что дилерские центры прибегнут к способу “обнуления” юридических лиц. Уже сейчас есть практика отказа принятия гарантийных автомобилей в сервис, поскольку нет запчастей, чтобы избежать нарушения закона о правах потребителей», — отметил Олег Мосеев, руководитель проекта «Автомаркетолог» и член совета директоров FreshAuto.
Как отметил Александр Усольцев, дилеры сейчас имеют больше свободы в применении неоригинальных запасных частей. «Рост доли неоригинальных запчастей в общих продажах составил от 20 до 50%. При этом дилеры всячески пытаются сохранить уровень маржи в деньгах на неоригинальных запчастях. Проблема состоит в том, что дилеры пока еще не научились продавать аналогичные запчасти и работать с ними», — говорит Александр Усольцев, руководитель группы развития группы компаний ТрансТехСервис.
«У независимых автосервисов неоспоримо есть фора в работе с неоригинальными запчастями, а особенно большая фора у сетевых автосервисов, таких как FIT SERVICE, но здесь как всегда будет играть роль известная пословица “пока гром не грянет — мужик не перекрестится”, от безвыходности дилеры активно будут идти в сегмент использования неоригинальных запчастей», — считает Олег Мосеев.
Как отметили эксперты, большинство дистрибьюторов остановили поставки и дефицит нарастает. Параллельный импорт носит точечный характер. Но есть исключения по брендам. Например, по Toyota и другим японским брендам ситуация значительно лучше, чем по Mercedes и JLR. Сейчас идут активные поиски каналов поставок через третьи страны. Вследствие чего, логистические цепочки выросли просто до невероятных размеров. Не редкие случаи, когда клиенты стали заказывать запчасти самостоятельно.
«Пока ситуация по поставкам оригинальных запчастей выглядит удручающей и самая тяжелая ситуация по кузовным запчастям», — резюмировал Олег Мосеев.
Дилеры станут автосервисами?
Как считает Александр Усольцев, дилеры могут пойти по пути становления мультибрендовых независимых СТО, ввиду необходимости удержания проданных автомобилей с пробегом, в пользу которых все побегут сейчас, чтобы сохранить и заместить доходы от продаж новых автомобилей.
По словам Олега Мосеева, преимущества дилеров при переходе на сервисные услуги в том, что у них имеются широкие связи и наличие большой клиентской базы. Конечно, дилерам нужно быть готовыми, что будет трудно, но и независимым автосервисам тоже нужно стать лучше. Сейчас дилеры смотрят намного позитивнее на развитие сервисной направляющей, чем развития сегмента выкупа автомобилей с улицы.
По словам экспертов, от сложившейся ситуации выиграет и рынок и потребитель. Конечно, рынок станет жестче и те, кто не поменяется, тот не выживет.
Ключевые показатели российского автомобильного рынка
По мнению Александра Груздева, общий движущийся автопарк в 2022 году уменьшится на 800 тыс автомобилей. При этом старение парка будет идти ускоренными темпами. В последующие 3–5 лет парк будет снижаться на примерно 500–600 тыс авто в год пока не достигнет значения в 25 млн. При этом гарантийный парк сократиться на 1-1,2 млн автомобилей.
«Больше всех в этом году пострадают дилеры. Меньше всего пострадают сетевые независимые автосервисы. Но роста ни у кого не будет, просто у сетевых сервисов есть запас прочности и они не так сильно просядут», — говорит Александр Груздев основатель аналитического агентства Gruzdev-Analyze.
При этом Александр Груздев отметил, что из-за дефицита запчастей в стране будут активно использовать б/у запчасти, будут процветать угоны автомобилей для разбора на запчасти, плюс к этому добавятся ребилдеры, те кто будут восстанавливать запчасти.
Опрос показал: 54% опрошенных автовладельцев собираются экономить на обслуживании автомобиля в той или иной мере. Из них 22% будут покупать более дешевые запчасти, 18% намерены ремонтировать автомобиль самостоятельно и 14% будут искать более дешевый автосервис. При этом 44% опрошенных не планируют экономить на обслуживании своего автомобиля.
Согласно проведенному совместному исследованию сети автосервисов FIT SERVICE и аналитического агентства Gruzdev-Analyze, в России несмотря на высокий уровень инфляции одни из самых низких цен на бензин в мире. Что способствует более активному использованию личных автомобилей, что приведет к более частому посещению автосервисов.
При этом, дефицит запчастей значительно усилился во втором квартале 2022 года, когда 93% российских автосервисов ощутили проблемы с запчастями. Согласно прогноза, к концу третьего квартала уровень дефицита снизится, поскольку к этому времени должны прийти первые поставки запчастей из стран Азии, Турции и ОАЭ.
«На основе первого полугодия 2022 года можно сделать прогноз, что продажи новых автомобилей к концу года не превысят 600 тыс штук, тем самым продажи упадут на 64%. На 1 млн уменьшится количество гарантийных авто. При сокращении на 15% среднего пробега по сравнению с прошлым годом, снизится на 2,5 млн количество машинозаездов, что приведет к сокращению примерно 2 тыс автосервисов по стране», — спрогнозировал Александр Груздев основатель аналитического агентства Gruzdev-Analyze.
При этом согласно показателям международной сети автосервисов FIT SERVICE, выручка сети, а также все показатели отдельных станций не демонстрируют ярких кризисных изменений. Заметно изменение поведения клиента, в частности, тенденция к снижению наполнения заказ-нарядов, что свидетельствует об изменении поведения клиентов. При этом, происходящие на рынке изменения, в том числе с наличием запчастей, не приводят к снижению удовлетворенности клиентов.
Фото: pixabay
По материалам: “Новые Известия”