На завершившихся в Стамбуле четырёхсторонних переговорах, которые прошли в закрытом режиме, представители России, Турции, Украины и ООН согласовали ключевые аспекты плана возобновления экспорта украинского зерна по Чёрному морю
Подписание соглашения ожидается 20–21 июля в Стамбуле. Западная пресса называет его успехом турецкой дипломатии. Российские эксперты указывают на то, что сделка происходит на условиях, изначально предлагавшихся Россией.
Российские официальные лица комментируют стамбульские переговоры достаточно сдержанно. «Удалось сформулировать некоторые элементы возможных договорённостей, которые сейчас по линии военных ведомств в своих столицах проговаривают Россия, Украина и Турция», – заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков также говорит лишь, что «работа продолжается».
Главным лоббистом переговоров по вопросу открытия зернового коридора с Украиной выступил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Он развивает дипломатические усилия по восстановлению экспорта украинского зерна довольно давно и, по всей вероятности, не совсем бескорыстно. Анкара ещё в начале июня достигла с Киевом договорённости о закупках зерновых с более чем 25-процентной скидкой.
Неудивительно, что, благодаря турецким источникам, детали принятых в Стамбуле решений пока известны в основном министру обороны Турции Хулуси Акару. Он сообщил The Wall Street Journal, что стороны намерены создать в Стамбуле координационный центр под эгидой ООН. Представители центра будут контролировать поставки зерна.
По данным издания, согласно условиям достигнутого соглашения, зерно может отправляться из трёх украинских портов конвоями в сопровождении украинских судов при условии прекращения огня для защиты судов в географических пределах. Поскольку Россия неоднократно высказывала опасения, что корабли, прибывающие в порты Украины, могут быть использованы для поставок в страну западного вооружения, суда для перевозки зерна будут проверять турецкие военно-морские силы.
На самом деле главным камнем преткновения сейчас является вопрос разминирования украинских портов. До определённого момента Киев утверждал, что экспорту зерна мешает пребывание российских войск на острове Змеиный, который часто называют воротами в порт Одессы из-за близости к городу. Однако 30 июня Россия вывела находившийся на острове гарнизон в качестве «шага доброй воли». По сообщению Минобороны РФ, это должно было продемонстрировать, что Россия «не препятствует усилиям ООН для организации гуманитарного коридора» по вывозу зерна с Украины. Дипломатические источники полагают, что такой шаг стал частью договорённостей, которые были достигнуты в Стамбуле и которые предусматривают разминирование украинских портов.
Ранее Киев отказывался обезвредить мины, утверждая, что они имеют решающее значение для защиты от возможного морского нападения России, и требуя гарантий безопасности. Одной из таких гарантий, по словам источников «Октагона», и стал вывод войск с острова Змеиный.
Фактически на данный момент все препятствия для морского экспорта зерна со стороны России устранены. Восстановление перевозок украинского зерна по морю зависит только от того, согласится ли Киев разминировать порты, и если да, то как скоро.
Первоначально Украина сообщала ООН, что через минные поля можно проложить безопасный проход, но западные чиновники настаивают на том, чтобы так называемые плавучие мины тоже были обезврежены. Этой позиции изначально придерживался и Кремль.
«Россия не препятствует вывозу украинского зерна с территории этой страны и готова обеспечить свободный проход судов с зерном в международные воды, если, конечно, украинские военные разминируют порты отгрузки и близлежащую акваторию». – Владимир Путин, президент Российской федерации.
Эксперт по морским перевозкам из Стамбула Йорук Исик, следящий за ходом переговоров, считает, что, если соглашение будет подписано, на разминирование потребуется как минимум пара недель, прежде чем коридор сможет открыться, а затем для круглосуточной работы в нём понадобятся тральщики.
В то же время Запад, очевидно сомневающийся в том, что переговоры в Стамбуле принесут быстрые результаты, разрабатывает более чем 10 небольших наземных и речных маршрутов перевозки зерна с Украины. Евросоюз выделил свыше 100 официальных лиц, чтобы помочь Румынии, Польше, Молдавии и Литве перевозить зерно по железной дороге, автомобильным и речным транспортом.
Транспортировку могут осложнить логистические проблемы, в том числе разная ширина железнодорожной колеи на Украине и в странах ЕС, просроченные лицензии на поезда и необходимые работы по углублению дна Дуная.
По мнению специалистов, альтернативные морским перевозки чрезвычайно трудоёмкие, и в конечном счёте они станут каплей в море. Европейские чиновники признают, что в лучшем случае таким образом можно будет перевезти около 5 млн тонн зерна в месяц. При этом Киев утверждает, что для сохранения традиционного объёма экспорта необходимо вывозить ежемесячно около 8 млн тонн.
Сколько зерна в действительности следует вывезти с Украины, пока точно не знает никто. В июне Владимир Путин отмечал, что речь идёт о 5 млн тонн. Президент Украины Владимир Зеленский в том же месяце утверждал, что в стране заблокировано около 25 млн тонн зерна. Reuters называет другую цифру – 20 млн тонн пшеницы.
По данным источников «Октагона», заявленных объёмов пригодного для продажи зерна в хранилищах Украины нет, так как за последний квартал 2021 года и первый квартал 2022-го около половины запасов было украдено.
По оценкам аналитиков Forbes, объём не вывезенной с Украины пшеницы не превышает 4 процентов от мирового экспорта. Списать на эту цифру всеобщий голод вряд ли получится. Особенно если учесть, что мировые цены на зерно упали.
Фото: pixabay
Николай Зубков
По материалам: “Октагон”