Каким супероружием Армия России сорвала наступление ВСУ на Херсон
Новая попытка ВСУ атаковать российские позиции под Херсоном обернулась провалом. Работу артиллерии и авиации ВС РФ поддержали современные комплексы разведки и передовые авианаводчики.
Наступление ВСУ на Херсон
4 сентября ВСУ попытались атаковать позиции ВС РФ в районе посёлка Терновые Поды. Атакующих встретили скорректированные залпы артиллерии — “Мста-С”, РСЗО 20-й гвардейской мотострелковой дивизии и гаубиц Д-30 7-й десантной дивизии, — направленные войсковой разведкой. Бой длился несколько часов, атаку удалось отбить. Попытка прощупать оборону ВС РФ стоила украинской армии минимум пяти танков, четырёх БМП и почти 50 человек. Также разведкой 33-го казачьего полка ВС РФ были атакованы украинские позиции со стороны Терновых Под, в ходе операции был захвачен в плен командир роты 59-й бригады ВСУ.

Если рассматривать ситуацию в целом, наступление ВСУ на Херсонском направлении, распиаренное украинскими медиа и советником офиса Зеленского Подоляком, замерло в начальной стадии. И это несмотря на то, что первые ударные волны ВСУ состояли из спецназа и подготовленных элитных групп, проходивших подготовку в Польше, Чехии и Британии.
Военные эксперты отмечают, что за три месяца противником был составлен план, который предполагает пять волн наступления. Первая, состоящая из пяти тысяч отборных спецназовцев, была брошена на оборонительные позиции ВС РФ в самом начале. Они были разбиты на четырёх направлениях, а на пятом из-за неслаженности действий с другой группой попали в огневой мешок под Сухим Бродом.
Во вторую волну вошли регулярные части ВСУ численностью не менее десяти тысяч человек. Это бойцы, прошедшие весеннюю кампанию и имеющие соответствующий боевой опыт. Их задачей было закрепиться на захваченных предыдущей группой территориях. Эта волна тоже схлынула, именно она не пришла вовремя поддержать первую, рассыпавшись по пути.
Остались третья и четвёртая волны. Это коктейль из спецназа и бойцов регулярной армии (10 000 человек) с боевым опытом не менее четырёх месяцев. Их задача — добиться хоть какого-то результата для отчётности и распространения в медийном поле. И, наконец, впереди пятая волна численностью в 20 тысяч человек, которая будет состоять из ВСУ и фактически пушечного мяса — теробороны вперемешку с призывниками. Их задача — задавить массой, фактически заваливая противника трупами.
Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что уже к отчётному периоду, то есть к концу сентября, потери ВСУ могут достичь отметки в 10–12 тысяч человек погибшими, ещё неизбежно будут “пропавшие без вести” и раскиданные по госпиталям. Возвращаясь к атаке противника под Терновым Подом, следует отметить, что он перебрасывал силы через “бутылочное горлышко” на Андреевском участке. Там его и встретили российские военные, оснащённые комплексом разведки “Ирония”. После обнаружения наступающих сил противника по ним был открыт артиллерийский огонь.
Оптико-электронный комплекс “Ирония”
Оптико-электронный комплекс “Ирония” — это переносной прибор разведки, который крепится как на технике, например на бронеавтомобили “Тигр”, так и на обычной “треноге”. Расчёт комплекса состоит из двух человек: наводчик “мониторит” местность через объектив, второй сидит за компьютером и отвечает за обработку данных и передачу их. Первыми комплекты “Иронии” получили в 2015 году спецподразделения ЦВО.

ОЭК “Ирония” позволяет держать местность под контролем и заблаговременно обнаруживать различные объекты, попадающие в зону контроля. Комплекс позволяет также передавать данные (фото и видео) оперативной группе по закрытому каналу связи на расстояние до 10 км. Поскольку зачастую противник действует в тёмное время, очень кстати возможность “Иронии” работать в любое время суток. Точность обнаружения — до 7–10 км. Если использовать несколько датчиков движения, можно контролировать пространство радиусом в три километра. “Бутылочное горлышко”, через которое шёл противник, было как на ладони у российских военных.

Параллельно с “Иронией” в случае с наступлением на Херсон работали и комплексы радиоэлектронной борьбы. С их помощью стало известно, что украинская армия применяет на своей и импортной военной технике специальные маячки американской компании Orbcomm, через которые зарубежные кураторы и советники могут наблюдать за движением техники в режиме реального времени. По этим сигналам некоторые подразделения удалось отследить ещё до входа в “бутылочное горлышко” под Андреевкой, и, как только украинские войска оказались в зоне поражения, по ним был открыт огонь.
Потери ВСУ на Украине
Подавить атаку противника под Терновым Подом помогли также передовые авианаводчики (ПАН). Они занимаются непосредственно разведкой целей, наводят на них авиацию и выдают лётчикам точное целеуказание. Они почти всегда остаются в тени, но без их участия исход любой успешной операции был бы менее очевиден. К тому же в работе штурмовой авиации, которая всегда на переднем крае атаки, и артиллерии на кону каждая секунда, и точность здесь жизненно необходима. Один просчёт — и могут погибнуть свои же. Передовые авианаводчики в случае использования противником ЗРК своевременно предупредят пилота об опасности.
Авианаводчики используют несколько способов наведения авиации на цель — по координатам и по ориентирам на местности. В первом случае разведчик сверяет карту местности и обозначенную на ней оперативную обстановку с той информацией, которой располагает лётчик. В случае нестыковок карта лётчика корректируется.

Обнаружив цель и рассчитав координаты, авианаводчик передаёт их пилоту по радиосвязи. Во втором случае, когда речь идёт о корректировке по ориентирам на местности, авианаводчик отмечает приметные с воздуха ориентиры, составляет их перечень и передаёт лётчику месторасположение цели в привязке к ним.
Срыв наступления на Херсон с помощью комплекса “Ирония” стал важным сигналом не только для Российской армии, но и для ВСУ. Попавшие в плен военные с Украины в один голос говорят, что до последнего не понимали, откуда по ним был открыт огонь. До “ближайшей точки”, где могли находиться российские военные, от места прорыва было не менее 17–20 километров, и атака с воздуха “из всех калибров” застигла ВСУ врасплох.
Фото: pixabay
Сергей Андреев
По материалам: “Life”