Образовательные нововведения могут серьёзно отразиться на качестве обучения российских школьников

“Раньше ребёнок успевал после уроков зайти домой, оставить портфель и пообедать, теперь времени на это нет”

Новый учебный год в российских школах уже ознаменовался внушительным урожаем нововведений. «Разговоры о важном», пение гимна и поднятие флага по понедельникам, переход учащихся на новый ФГОС, изменение списка разрешённых учебников, новая концепция преподавания истории и обществознания… Вдобавок ко всему на головы педагогов и учеников свалились прошлогодние Всероссийские проверочные работы (ВПР), которые не были проведены в срок то ли из-за очередной вспышки коронавируса, то ли из-за банальной нехватки бумаги. По мнению учителей, новые порядки, вводимые в столь широком масштабе, неминуемо отразятся на качестве обучения школьников.

ВПР украдут у школ первую четверть

В этом году чиновники от образования решили наступить на те же грабли, что и в 2020-м. Во второй раз с весны на осень было перенесено проведение Всероссийских проверочных работ. Опыт двухлетней давности показал, что проверочные работы осенью приводят к нарушению образовательного процесса в течение всей первой четверти, а то и полугодия. В результате новые пробелы в знаниях учащихся растут как снежный ком.

– Вместо того чтобы выборочно заниматься повторением и переходить к освоению нового материала, педагоги вынуждены натаскивать детей на вопросы ВПР, – говорит учитель русского языка и литературы Тамара Матвеева.

«Главная проблема – уже два года чиновники вмешиваются в учебный процесс с сомнительными инициативами и не дают педагогам работать. В результате у большинства детей сохраняются существенные пробелы в знаниях, возникшие в период дистанционного обучения во время пандемии». – Тамара Матвеева, учитель русского языка и литературы.

– В некоторых школах весной успели провести проверочные работы по некоторым предметам, результаты были малоутешительные. Но после лета они будут ещё хуже. При этом в очередной раз у учителей украдут драгоценное время, которое можно было бы потратить на нормальную учёбу.

По словам Матвеевой, после проведения ВПР чиновники требуют от педагогов многостраничных отчётов. В результате у учителей не остаётся времени на качественную подготовку к урокам и дополнительные занятия с отстающими. В этом году ситуация осложняется переходом на ФГОС нового поколения, который учителя всю весну просили отложить на следующий год.

– Учебные программы по новому ФГОС ещё сырые, во многих школах нет нужных учебников, при этом часть школ перевели на новый стандарт не только учеников 1-х и 5-х классов, но и другие параллели, – говорит учитель. – Все эти изменения и так отнимают у учителей очень много времени. По итогам прошлого учебного года более 90 тысяч детей отправлены на повторную осеннюю пересдачу ОГЭ, в том числе около 72 тысяч ребят будут пересдавать математику и 23 тысячи – русский язык. Нынешним девятиклассникам уже сейчас нужно начинать усиленно готовиться к экзаменам, вместо этого их заставляют писать ВПР за 8-й класс, подготовка к которым никак не поможет на выпускных экзаменах. Пятиклассники и вовсе закончили изучение такого предмета, как окружающий мир. Непонятно, по какому предмету учителям нужно будет выставлять оценки за проверочную работу. К тому же учебников по этому предмету на руках у школьников уже нет, как им готовиться к работе, тоже не очень понятно.

Тамара Матвеева обращает внимание и на то, что ВПР традиционно становятся причиной очередных поборов с родителей, с которыми на словах уже не первый год борется Минпросвещения.

– В школе у моей коллеги из Пензы бумагу для проведения работ покупают родители учащихся, они же оплачивают заправку картриджа принтера, который тоже был куплен на деньги родительского комитета одного из классов. Приносить свою бумагу требуют и от учащихся из некоторых школ в Ярославле. Наверняка что-то подобное практикуется и в других регионах, где школы недостаточно финансируются из местного бюджета, – заключает педагог.

Напомним, что в этом году внеплановые ВПР пройдут с 19 сентября по 24 октября, в них примут участие ученики 5–9-х классов. Проверочные работы будут основываться на программе прошлого года. Русский язык и математику должны будут сдавать все учащиеся указанных параллелей в случае, если школа не успела провести работы в апреле. Среди пятиклассников также проведут ВПР по окружающему миру, а среди шестиклассников – по истории и биологии. 7–9-е классы будут выборочно писать работы по дополнительным предметам.

«Разговоры о важном» нарушили распорядок дня учащихся

Введённые в этом году во всех российских школах «Разговоры о важном» могут отразиться на качестве обучения школьников и нарушить их привычный распорядок дня. Первые уроки, прошедшие 5 сентября в рамках нового курса, показали, что формат их проведения зависит от учебного заведения. Родители относятся к занятиям очень по-разному, но большинство сходится во мнении, что подобные уроки могли бы быть полезными в случае их правильной организации. Но пока содержание бесед оставляет желать лучшего.

– Дочка рассказала, что на уроке было неинтересно, видеоролики, которые включал учитель, постоянно зависали, очевидно, из-за повышенной нагрузки на сайт с методическими материалами, – делится мама пятиклассницы Алёна. – Несколько раз в кабинет заглядывала завуч, очевидно, чтобы убедиться, что учитель действует по инструкции, а не просто болтает с детьми на отвлечённые темы. В рамках первого занятия пятиклассникам рассказывали про олимпиады, в том числе про международные. Понятно, что большинству их них эта тема пока неинтересна. Такое ощущение, что разработчики уроков не очень понимают, какие темы стоит обсуждать с детьми разного возраста.

«Старший сын учится в школе для одарённых детей. Там классный руководитель уделила “Разговорам” не более 10 минут, а дальше готовила ребят к ОГЭ по математике. Надеюсь, со временем, когда проверки закончатся, так будут поступать многие педагоги». – Алёна, мама пятиклассницы.

Помимо вопросов к содержательной части курса «Разговоров о важном», родителей волнует и техническая сторона вопроса. В большинстве школ занятия проходят в понедельник первым уроком. В этот день дети освобождаются на час позже, а многим ребятам после занятий нужно успеть в спортивную секцию или музыкальную школу.

– Сын три раза в неделю занимается в спортивной школе, одна из тренировок выпадает на понедельник, – рассказывает мама шестиклассника Светлана. – Раньше ребёнок успевал после уроков зайти домой, оставить портфель и пообедать, теперь времени на это нет. Нам придётся тратить деньги на школьные обеды, которые сыну не нравятся. К тому же по понедельникам ребёнку нужно будет носить в школу спортивную форму для тренировок, а потом ехать в метро на занятия с тяжёлым школьным рюкзаком. Такие же проблемы и у многих его одноклассников: у кого-то сдвиги в расписании наложились на музыкальную школу, у кого-то – на художку. Далеко не у всех семей в больших городах есть нужные секции в шаговой доступности, многие дети добираются на занятия на транспорте. А учреждения дополнительного образования просто не могут подстраивать своё расписание под любые пожелания Минпросвещения, более позднее время у них занято старшими детьми.

Учителя также отмечают, что при проведении новых занятий чиновники пошли на нарушение образовательных стандартов.

– «Разговоры о важном» относятся к внеурочной деятельности, – поясняет «Октагону» педагог Наталья Савичева, несколько лет проработавшая завучем в школе. – В соответствии с образовательными стандартами отдельные предметы из внеурочки могут включаться в учебный план, тогда они становятся обязательными для посещения, но относятся к предметам по выбору. То есть родителям должны были дать возможность выбрать именно это занятие из других возможных вариантов. Кроме того, внеурочная деятельность в случае её включения в учебный план является частью образовательной нагрузки. А по действующим СанПиН её общий объём не должен превышать установленных нормативов. Так, в 5–6-х классах должно быть не больше шести уроков в день, а в 7–11-х – не более семи уроков. То есть в случае, когда у шестиклассника в понедельник семь уроков, – это уже нарушение. Общая максимальная нагрузка при пятидневной неделе не может превышать 30 часов в неделю.

По словам эксперта, согласно СанПиН, перерыв между урочной и внеурочной деятельностью должен составлять не менее 30 минут. Это правило в случае с «Разговорами о важном» школы не соблюдают.

Педагог подчёркивает, что обычно при составлении расписания «внеурочку» ставят на вторую половину дня, поскольку дополнительные занятия не требуют от детей такой концентрации, как та же физика или математика.

– Получается, что «Разговоры о важном», которые не требуют от детей каких-то значительных умственных усилий, проходят первым уроком, а основные дисциплины оказываются шестым-седьмым, когда дети уже устают и плохо воспринимают информацию, – говорит Савичева. – Это приведёт к снижению качества обучения по отдельным предметам. Интересная ситуация происходит и с запретом на мобильные телефоны на уроках. Минпросвещения запретило их использование во время основных уроков. При этом в рамках «Разговоров о важном» детей просят в конце занятия пройти опрос на своих мобильниках. Для детей всё это выглядит странно: на первом уроке их чуть ли не обязывают доставать гаджеты, а на втором уже категорически запрещают ими пользоваться.

Фото: pixabay

Светлана Цикулина

По материалам: “Октагон”

Ранее

Урбанистика или бизнес

Далее

Сибирские аграрии готовятся к снижению урожая

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru