ВC разъяснил правила выплат неустойки при ДТП
Страховые компании не могут безосновательно занижать размер неустойки в случае затягивания сроков выплат компенсации. К такому выводу пришел Верховный суд РФ (ВС РФ). Чтобы уменьшить сумму неустойки, страховщик должен доказать, что именно автомобилист затягивал сроки рассмотрения дела, подчеркивают юристы. На практике страховые компании чаще всего уменьшают размер компенсаций и нарушают отведенные сроки, отмечают эксперты. Подробности — в материале «Известий».
Тянули до последнего
В ноябре 2018 года в Кабардино-Балкарии произошло ДТП, в котором один из участников получил серьезные травмы. За выплатой компенсации вреда здоровью, причиненного в результате аварии, пострадавший обратился в страховую компанию только в августе 2019 года. Несмотря на то что, согласно закону «Об ОСАГО», страховщик обязан выплатить возмещение в течение 20 дней с момента получения заявления, деньги потерпевший получил только в августе 2020 года. Как следует из материалов дела, страховщик выплатил автомобилисту почти 186 тыс. рублей.
Согласно действующему законодательству, за нарушение установленных сроков страховая компания обязана выплатить неустойку из расчета 1% от размера компенсации за каждый день просрочки. Максимальный размер неустойки при этом не может превышать лимитов, прописанных в законе «Об ОСАГО»: 400 тыс. рублей за ущерб, причиненный в результате ДТП имуществу, и 500 тыс. рублей за вред, нанесенный жизни и здоровью.
Через все инстанции
Для получения неустойки со страховой компании потерпевший в сентябре 2020 года обратился к финансовому омбудсмену, который согласился с его требованиями. За нарушение сроков выплаты компенсации автомобилист потребовал со страховщика максимальную сумму 500 тыс. рублей.
Однако суд первой инстанции, ссылаясь на ст. 333 Гражданского кодекса РФ «Уменьшение неустойки», признал заявленный размер требований необоснованным, решив, что таким образом потерпевший пытается незаконно обогатиться, и снизил сумму неустойки до 350 тыс. рублей.
Это решение не устроило страховщика, и он подал иск в апелляционный суд, который в результате еще больше уменьшил ее размер — до 185 тыс. рублей. Теперь таким вердиктом остался недоволен сам автомобилист, поэтому он обратился в Верховный суд.
Спустя почти четыре года после самого ДТП коллегия Верховного суда пришла к выводу, что нижестоящие инстанции необоснованно занизили размер неустойки.
Не нашли мотивы
«Судами по существу не приведены мотивы, обосновывающие допустимость уменьшения размера взыскиваемой неустойки, а страховой компанией не предоставлено никаких доказательств исключительности данного случая и несоразмерности неустойки», — говорится в определении Верховного суда.
Судьи ВС РФ подчеркнули, что в случаях, когда размер неустойки установлен законом, ее уменьшение «не может быть обосновано доводами о неразумности установленного законом размера неустойки». Они отметили, что в общей сложности страховая компания просрочила выплату возмещения на 341 день.
С учетом 1% от суммы задолженности размер неустойки составляет 633,7 тыс. рублей, однако по закону ограничен на уровне 500 тыс. рублей. Судьи ВС РФ также отметили, что страховая компания добровольно не исполнила свои обязательства и выплатила потерпевшему возмещение только после того, как он обратился с заявлением к финансовому омбудсмену.
«Выводы судов о применении положений ст. 333 ГК РФ противоречат содержанию этой нормы и приведенным разъяснениями Пленума Верховного суда РФ об исключительности случаев снижения неустойки и об основаниях ее уменьшения судом», — говорится в решении Верховного суда.
Ходатайство необходимо
Верховный суд принял обоснованное решение, поскольку снижение размера неустойки возможно только по ходатайству ответчика — страховой компании, отмечают правозащитники. При этом само по себе такое ходатайство не является основанием для уменьшения суммы неустойки, подчеркивает юрист Сергей Смирнов.
— Оно должно быть обоснованным. Страховщик должен привести аргументы, доказывающие, что он не смог соблюсти отведенный законом срок, потому что потерпевший тем или иным образом сам затягивал процесс. Например, задерживал предоставление необходимых документов для выплат и т.д., — отметил Смирнов.
С ним согласен адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. По его словам, суд может уменьшить размер неустойки, только если автомобилист сам затягивает процесс выплат.
— Одно дело, когда потерпевший в ДТП злоупотребляет своими правами и затягивает процесс, пытаясь увеличить размер неустойки. В этом случае суд может соразмерно уменьшить ее по ходатайству страховщика. И совсем другие дело, когда сама страховая нарушает установленный законом 20-дневный срок на выплату компенсации, — отметил адвокат в разговоре с «Известиями».
В данной ситуации Верховный суд принял абсолютно верное решение, особенно с учетом того, что выплата затянулась почти на год, а речь идет о возмещении ущерба жизни и здоровью, подчеркнул Сергей Радько.
Не всякий будет судиться
Практика показывает, что страховые компании очень часто занижают как размер выплат за ущерб, причиненный в результате ДТП, так и сумму неустоек за затягивание сроков, отмечает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. По его словам, расчет делается на то, что далеко не каждый водитель, попавший в аварию, будет с ними судиться.
— Вероятность, что потерпевший, которого не устраивает размер компенсации или неустойки, пойдет в суд, достаточно мала. Еще меньше вероятность, что он будет оспаривать судебное решение. А до Верховного суда вообще доходят только единицы. Этим и пользуются страховые компании, стараясь минимизировать выплаты по ОСАГО, — заявил «Известиям» Виктор Травин.
Специалисты расценивают «автогражданку» как источник получения прибыли, совершенно забывая о том, что это в первую очередь социальный вид страхования, уверен он. По мнению Травина, большинство проблем, связанных с занижением размера компенсаций и затягиванием сроков выплат, можно решить, создав государственную страховую компанию, которая будет заниматься только ОСАГО. С ее появлением на первое место выйдут вопросы защиты интересов участников движения, пострадавших в ДТП, а не получение дохода от «автогражданки», уверен эксперт.
Фото: pixabay
По материалам: “Известия”