Статус на сентябрь
За последнее время на российском автомобильном рынке произошли масштабные изменения. Одни компании полностью его покинули, другие — в основном, китайские — значительно нарастили присутствие. Большинство же автобрендов до сих пор находится в состоянии неопределенности: производство и поставки приостановлены, но о полноценном прекращении деятельности пока официально не говорится. Autonews.ru актуализировал информацию о статусе самых важных для России автомобильных брендов.
Audi
Компания из Ингольштадта не имела локального производства в России. Уже весной поставки новых автомобилей были приостановлены, и официальных сообщений о возобновлении не поступало. Однако недавно корреспондент Autonews.ru обнаружил в одном из подмосковных логистических хабов свежую партию из нескольких десятков машин, которых раньше на этом месте не было. Кому эти автомобили принадлежат — неизвестно.
BMW
10 февраля 2022 года баварский концерн подписал с калининградским заводом «Автотор» контракт на производство автомобилей на следующие шесть лет. В нем прописали, что до 2028-го включительно там будут выпускать кроссоверы X5, X6 и X7, а также седан 5-Series — причем по полному циклу, со сваркой и окраской кузовов. В настоящее время эти планы поставлены на паузу, равно как и импорт всех остальных автомобилей. Но официальное представительство BMW и Mini в России продолжает работать, планов по уходу с российского рынка никто декларирует.
Chevrolet и Cadillac
Концерн General Motors заметно сократил присутствие в России еще в 2015 году — тогда, к примеру, был закрыт завод в Ленинградской области. Теперь же американцы покинули отечественный рынок окончательно, причем попросту побросав все, что было. Дилеры остались без поддержки и начали закрываться, гарантийные обязательства перестали действовать, а несколько сотен бесхозных Escalade, Tahoe и Trailblazer уже несколько месяцев ждут своей судьбы в распределительном центре. Автодилеры даже написали обращение на имя премьер-министра России Михаила Мишустина с просьбой компенсировать им убытки от ухода компании, но пока ответа не поступило. При этом, как уверяют дилеры, российские активы General Motors позволяют покрыть значительную часть издержек.
Citroen, Peugeot, Opel, Mitsubishi
У этих четырех марок есть общий завод в Калужской области, который находится в вынужденном простое с начала весны. Официальных сообщений о возможном возобновлении производства пока не поступало. Но и о сворачивании деятельности в России представители автокомпаний ничего не говорили. До февральских событий на предприятии выпускались коммерческие модели, седаны Peugeot 408 и Citroen C4, а также Mitsubishi Pajero Sport и Outlander.
Hyundai, Genesis и Kia
У корейцев в России сразу две сборочные площадки — собственная фабрика в Санкт-Петербурге и калининградский завод «Автотор». Первое предприятие, где раньше выпускались бестселлеры Hyundai Solaris, Kia Rio и Hyundai Creta, в настоящее время ничего не производит. А вот «Автотор» продолжал деятельность на протяжении всего лета. Еще в июне туда прибыли застрявшие в Польше контейнеры с комплектующими, которых должно было хватить как раз примерно до сентября. Как показало расследование Autonews.ru, новые машины действительно продолжают поступать на центральные склады, но сколько этот поток будет держаться, неизвестно.
Geely
Компания Volvo, принадлежащая концерну Geely, с начала весны предпочитает хранить полное молчание. А вот китайские владельцы работают в штатном режиме: с завода в белорусском Жодино продолжают поступать кроссоверы Coolray и Atlas, из Китая едут купеобразные Tugella, продажи стабильно растут. Правда, о премьере флагманского кроссовера Geely Monjaro, намеченной на эту осень, пока новостей не слышно: возможно, ее несколько сдвинут. Но от самих планов по выпуску Monjaro на российский рынок в Geely не отказываются.
Haval
Бесспорно, это самая активная иностранная компания в современной России. Собственный завод Haval под Тулой безостановочно варит, красит и собирает кроссоверы Jolion и F7/F7X, внедорожники H9, а также пикапы Great Wall Poer. Более того, на счету Haval главная автомобильная премьера этого года — харизматичный кроссовер Dargo — а через некоторое время должен появиться и новейший внедорожник от дочернего бренда Tank. Третье место по суммарным российским продажам за август — закономерный тому итог.
Jaguar и Land Rover
Британцы одними из первых объявили о прекращении поставок в Россию, причем развернули на таможне даже те автомобили, которые уже должны были попасть в нашу страну. Однако о полном сворачивании деятельности речи пока не идет, дилеры продолжают выполнять гарантийное обслуживание и даже продавать новые машины, ввезенные уже по «параллельному импорту». Правда, на такие экземпляры заводская гарантия не распространяется — и в JLR пообещали за этим строго следить.
Lada
Российский концерн из России, разумеется, никуда не уходит. Однако новостей у «АвтоВАЗа» накопилось предостаточно. Навсегда прекращена сборка Lada XRay, Granta и Niva Travel лишились ABS и подушек безопасности, производство обновленной Vesta NG толком не началось и теперь переносится из Ижевска в Тольятти, чтобы возобновиться весной 2023-го. Тогда же должен состояться перезапуск Lada Largus на платформе B0.
Параллельно идет разработка электрического e-Largus, принято принципиальное решение о создании кроссовера на платформе «Весты». А вот специально модифицированные для России новые Renault Logan и Sandero в Тольятти выпускаться точно не будут. Впрочем, разработку следующей Lada Granta на модульной платформе CMF-B, доставшейся в наследство от Renault, решено продолжить.
Mazda
Совместное предприятие Mazda-Sollers во Владивостоке раньше выпускало кроссоверы CX-5 и CX-9, седаны Mazda6, а также двухлитровые атмосферные двигатели Skyactiv-G. В настоящее время деятельность приостановлена из-за отсутствия комплектующих, а запасы автомобилей Mazda на центральных логистических складах, по информации Autonews.ru, иссякли. Однако в представительстве компании сохраняют решимость остаться на российском рынке, если это вообще будет возможно.
Mercedes-Benz
На площадке готовой продукции подмосковного завода Mercedes-Benz продолжают храниться несколько сотен абсолютно новых автомобилей самых разных моделей. Еще примерно столько же ждут своего часа в распределительном хабе. По неофициальной информации, из-за санкций Mercedes-Benz чисто юридически не может продать эти машины дилерам — а те, соответственно, клиентам. Кроме того, циркулируют слухи, что сам завод может купить дилерский холдинг «Автодом» — однако непонятно, что там будет выпускаться. Сама компания Mercedes-Benz пока сообщает, что рассматривает разные варианты продолжения бизнеса в России. То есть конкретики нет.
Nissan
Активность на заводе Nissan в Санкт-Петербурге свернута с марта: пока здесь не выпускают ни Qashqai, ни X-Trail, ни, тем более, Murano. Да и свежайший кроссовер Pathfinder успел попасть в Россию единственной партией из 400 машин, которые уже разъехались по клиентам. Однако российский офис компании — один из немногих, кто сообщает хоть какие-то новости, пусть и не слишком радостные. На днях, например, стало известно, что простой фабрики продлен с конца сентября до конца декабря, но руководство компании продолжает следить за ситуацией и принимает решения исходя из текущей обстановки.
Renault
В мае французский концерн, пожалуй, теснее всех связанный с Россией, объявил, что сворачивает деятельность и покидает рынок. Производство кроссоверов Duster, Kaptur, Arkana, а также легковых Logan и Sandero завершено навсегда, а столичный завод передан властям и переименован обратно в «Москвич». Согласно названным ранее планам, осенью здесь должна начаться сборка новых автомобилей — вероятнее всего, это будут китайские JAC с другой эмблемой. Контроль за исполнением гарантийных обязательств дилерами Renault по обслуживанию сотен тысяч проданных машин переданы «АвтоВАЗу»: подрезделение компании «Лада Имидж» должна обеспечивать поставки запчастей для ремонта, а также компенсировать дилерам Renault их расходы.
Toyota и Lexus
Производство кроссоверов RAV4 и седанов Camry на собственном заводе Toyota в Санкт-Петербурге приостановлено. Но слухов о закрытии площадки или передаче ее новым владельцам пока не поступало. Российский офис Toyota не спешит комментировать ситуацию, хотя можно предположить, что японцы будут стараться удержать важный для себя рынок. А вот премиальный бренд Lexus, судя по всему, тихо свернул деятельность: все равно из-за санкций, ограничивающих максимальную стоимость импортируемых автомобилей, поставлять на наш рынок компании попросту нечего.
Volkswagen и Skoda
Как и остальные зарубежные предприятия, не считая Haval, калужский завод группы Volkswagen ничего не выпускает уже несколько месяцев — раньше там делали Volkswagen Polo и Skoda Rapid. По официальной информации, фабрика находится в простое как минимум до конца года, о планах по ее закрытию пока не сообщалось. На днях появились слухи, будто предприятие хочет купить австрийская компания Steyr, но они были быстро опровергнуты. Иными словами, судьба завода пока неясна. А вот с подразделением на мощностях «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде все понятно: вероятнее всего, сборка Skoda Octavia и Karoq, а также Volkswagen Taos и Tiguan, там возобновлена не будет.
УАЗ
Ульяновский завод продолжает работать в штатном режиме и собирать автомобили, хотя дефицит комплектующих затронул даже его. Так, к дилерам начали поступать «упрощенные» внедорожники без ABS и подушек безопасности, а также с ручным управлением раздаткой вместо электронной шайбы, рулем старого образца и без хромированного декора на кузове.
Фото: pixabay
Мария Колесова
По материалам: “РБК”