Специальная военная операция (СВО) на Украине, западные санкции против РФ и частичная мобилизация повлияли на российский рынок труда
Серьёзные изменения в сфере трудоустройства неминуемо сказываются и на выборе будущей профессии выпускниками школ. Сейчас предпочтения школьников и их родителей заметно расходятся с запросами государства. К тому же часть абитуриентов стремятся выбрать специальность, которая в случае необходимости даст им возможность уехать за рубеж или работать удалённо.
Пандемия, а затем и СВО на Украине буквально перевернули рынок труда с ног на голову. Стране остро не хватает инженеров, врачей и педагогов, однако выпускники голосуют ногами совсем за другие специальности.
Рынок труда расходится с выбором абитуриентов
Прошлогодняя приёмная кампания в вузы показала, что предпочтения абитуриентов сильно расходятся с запросами государства. В частности, даже после дополнительного набора вузам не удалось заполнить все бюджетные места на инженерные специальности, сокращается количество желающих обучаться по медицинскому профилю. По мнению экспертов, в контексте текущих событий этот разрыв будет только расти.
«Из востребованных государством специальностей стабильный спрос у абитуриентов сохраняется только на программы обучения, связанные с IT-технологиями. На фоне частичной мобилизации в этом году конкурс станет ещё выше». – Елена Новикова, специалист по профориентации.
– Ещё более привлекательной профессию программиста сделала возможность получить в ряде компаний бронь от призыва, а также тот факт, что такие специалисты могут без проблем найти работу за рубежом или продолжать свою деятельность удалённо, если примут решение покинуть страну. Сейчас эти специальности ассоциируются не только с достаточно высокими заработками, но и со стабильностью и защищённостью при любом развитии ситуации. На этом фоне ожидается рост цен на платное обучение по IT-направлениям. При этом стоимость года обучения в колледже уже варьируется от 150 до 450 тысяч рублей, – поясняет в беседе с «Октагоном» специалист по профориентации Елена Новикова.
По словам Новиковой, даже отъезд большого количества IT-специалистов после старта частичной мобилизации пока не вызвал особых проблем на рынке труда, в том числе из-за того, что многие продолжили работать в своих компаниях удалённо. Однако в медицине, науке и образовании и в сферах, где требуются рабочие специальности, картина уже совершенно иная.
Рынку труда не хватает врачей и автослесарей
Руководитель исследовательского центра SuperJob Наталья Голованова рассказала «Октагону», что реакция рынка труда на политические и экономические изменения, как правило, не бывает мгновенной. Многие тенденции, включая последствия мобилизации, проявятся лишь через несколько месяцев.
– С 21 сентября по 5 октября значительно увеличилось количество вакансий в сфере медицины и фармацевтики. Судя по объявлениям, это в первую очередь связано с набором специалистов для работы на присоединённых к России территориях. Кроме того, за этот период ощутимо выросло число вакансий для работников по ремонту автомобилей и специалистов по закупкам горюче-смазочных материалов. Наибольшее снижение сейчас фиксируется в продажах недвижимости и туристическом секторе. Объявлений с гарантированной отсрочкой от мобилизации практически нет, это единичные предложения, – говорит Голованова.
– Судя по настроениям нынешних школьников и их родителей, ситуация с количеством специалистов в сфере медицины и фармацевтики будет только ухудшаться, – считает профориентолог Елена Новикова. – Многие будущие выпускники принимают решение отказаться от поступления в медицинские вузы. Например, по направлению «фармацевтика» самые большие заработки были у специалистов, работающих в иностранных компаниях. После их ухода с рынка доходы в этом секторе значительно упали. Профессия врача пугает абитуриентов постоянными переработками при относительно невысокой зарплате, по крайней мере в первые годы. А после объявления частичной мобилизации ещё и тем фактором, что врачи, в том числе женщины, являются военнообязанными.
По словам эксперта, на фоне снижения интереса к медицинским специальностям растёт популярность профессии психолога. За время пандемии и СВО спрос на услуги психологов увеличился в несколько раз, а стоимость консультации у наиболее востребованных специалистов уже достигает 10–20 тыс. рублей.
– Учиться на психологическом факультете в целом проще, чем в медвузе, к тому же для получения диплома требуется четыре года – пять лет и не нужно проходить обучение в ординатуре, – добавляет профориентолог. – Кроме того, выпускников привлекает и то, что профессия позволяет консультировать удалённо.
Рост спроса отмечается на всех направлениях, где возможна удалённая работа.
В тех же педвузах конкурс, скорее всего, снижаться не будет, возможно, даже вырастет, особенно на факультетах математики и иностранных языков. Однако школам от этого легче не станет: выпускники будут выбирать работу репетитора, спрос на этих специалистов пока не снижается, несмотря на проблемы в экономике и снижение доходов населения. В то же время доходы школьных учителей неадекватны возложенной на них нагрузке и уровню стресса на работе. И, как показала ситуация с бронью от мобилизации, ценными сотрудниками учителя для государства не являются.
Рынок труда сигнализирует и о дефиците в стране рабочих рук, например мастеров по ремонту автомобилей. В ближайшие годы, если санкции против России будут сохраняться, нехватка мастеров по ремонту машин, различного оборудования и бытовой техники будет только расти.
– В автосервисах избытка квалифицированных кадров в последние годы не было никогда, самая большая проблема с электриками, – говорит владелец московского автосервиса Николай. – Из-за отсутствия у людей возможности покупать новые автомобили нехватка специалистов будет ещё более заметной, вдобавок часть работников подпали под мобилизацию. Однако наборы в колледжах очень слабые, школьников не приучают работать руками, во многих учебных заведениях нет даже уроков труда, вместо них преподают робототехнику.
По словам собеседника, выпускники не стремятся выбирать рабочие специальности. Это большая проблема, рабочих рук реально не хватает.
При этом доход у хороших мастеров довольно приличный: те же электрики в разных сферах в Москве зарабатывают до 200 тыс. рублей в месяц, а иногда и больше.
– Тем не менее мода на белые воротнички сделала своё дело, толковые ребята просто не хотят идти учиться на мастеров различного профиля, – заключает собеседник издания.
Бюджетные места на технические специальности оказались никому не нужны
Результаты приёмной кампании 2022 года оказались более чем удручающими для государства. После второй волны зачисления некоторые вузы даже в крупных городах не смогли набрать студентов на технические специальности.
– Самые большие проблемы связаны с химической промышленностью, микроэлектроникой, машиностроением, – отмечает работник приёмной комиссии одного из региональных вузов. – На бюджетные места пришлось брать абитуриентов с очень низкими баллами, и совершенно непонятно, смогут ли они вообще полноценно работать по специальности и захотят ли.
По словам собеседников издания, на дне открытых дверей для абитуриентов 2023 года интерес к этим направлениям у школьников тоже был минимальным. Кто будет заниматься импортозамещением в России в ближайшем будущем, пока неясно. Выбор понятен: в сфере IT ещё во время учёбы студенты могут работать и зарабатывать неплохие деньги. При этом тот же дипломированный инженер-проектировщик с опытом в лучшем случае будет получать на руки около 70 тыс. рублей, а в регионах и вовсе около 40 тыс. рублей.
Минобрнауки уже утвердило контрольные цифры приёма на следующий год, но то, как они будут распределены по специальностям, станет известно в феврале, когда одиннадцатиклассники определятся с выбором предметов для сдачи ЕГЭ.
– Государственный запрос явно не соответствует текущим запросам населения, – добавляет Елена Новикова. – В свете последних событий этот разрыв будет только увеличиваться.
Получается, необходимо корректировать требования государства и заниматься популяризацией нужных рабочих профессией. Сейчас запросы школьников, как правило, сводятся к достойной зарплате, отсутствию проблем с трудоустройством и возможностью работать по профессии за рубежом в случае необходимости.
Ситуация на рынке труда за последние полгода изменилась довольно значительно, многие семьи вообще находятся в растерянности и не очень понимают, какую профессию стоит выбирать ребёнку.
– Например, одна одиннадцатиклассница, с которой я общалась, с восьмого класса мечтала стать специалистом в сфере биотехнологий. Но в условиях санкций перспективы представляются более чем туманными, там многое завязано на иностранные технологии. Другая выпускница и вовсе вместо фармации решила поступать на факультет иностранных языков в надежде, что с такой профессией не останется без работы. Выпускникам этого года будет действительно очень сложно сделать правильный выбор, – заключает эксперт.
Фото: pixabay
Светлана Цикулина
По материалам: “Октагон”