Забытые старые

Бизнес просит возобновить госпрограмму утилизации автомобилей

Бизнес просит возобновить госпрограмму утилизации старых автомобилей, увеличив скидки и подключив к ней электрокары. Предложение в Минпромторг направила ассоциация «Руслом.ком». За сдачу вышедшей из строя машины предлагается делать дисконт от 150 тыс. на покупку нового отечественного авто и 200–300 тыс. на электромобили. Производители поддерживают инициативу, а вот эксперты относятся к ней неоднозначно. С одной стороны, она может повысить популярность российского автопрома, а также увеличить заготовку лома, но с другой — такое стимулирование спроса не решит проблему дефицита предложения за счет локального выпуска. Основные усилия и средства нужно направить на исправление этого дисбаланса и нормализацию цен, полагают специалисты.

Новое начало

Отраслевой бизнес предлагает возобновить госпрограмму утилизации и скидки на автомобили. Инициативу в Минпромторг направила ассоциация НСРО «Руслом.ком» для включения в план реализации Стратегии развития металлургической промышленности до 2030 года. С копией документа ознакомились «Известия».

— При сдаче в лицензированный пункт переработки вышедшего из эксплуатации транспортного средства предлагается предоставлять сертификат на скидку не менее 150 тыс. рублей на покупку нового отечественного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) и 200–300 тыс. на электрокары российского производства, — сказал директор организации Виктор Ковшевный.

В Минпромторге «Известиям» сообщили, что письмо в ведомство пока не поступало.

Также предлагаются дисконты на покупку грузовиков большого тоннажа (например, «КамАЗы») — не менее 500 тыс. рублей, на «Газели» (легкий грузовой транспорт) — от 200 тыс., добавил Виктор Ковшевный.

Кроме того, бизнес предложил оптимизировать расходование утилизационного сбора, который платят производители. Его следует направить на создание инфраструктуры переработки электротранспорта, в том числе общественного, который сейчас массово используется. Мера может повысить популярность отечественного автопрома, оказав стимулирующее воздействие на продажи. Она также позволит увеличить вовлечение в повторный оборот лома металлов (более 2 млн т в год дополнительного объема), пластика, резины, стекла, текстиля, масел и других полезных фракций, отметил Виктор Ковшевный.

Программа утилизации проводилась в стране в 2010–2019 годах. Скидка за счет государства составляла порядка 50 тыс. рублей за машину.

— Мы одни из инициаторов возобновления программы. Это позволит достичь большого эффекта для разных участников: для автопрома — увеличить загрузку, для населения — получить скидку на новую машину, — сказал член координационного совета, председателя комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам «Деловой России», член совета директоров «Акрон Холдинга» Александра Кобенко.

По его данным, цены на бюджетные автомобили составляют от 700 тыс. до 1,5 млн рублей. Дисконт около 20% — неплохой стимул для покупки новой машины, считает эксперт.

— Тем более это решит проблему с автохламом. Сейчас практически никто из населения не знает, куда деть автомобиль, который не на ходу. Должна быть создана простая система для оформления заказа на утилизацию старой машины, и услугу должны предоставлять не просто заготовители металлолома, но и переработчики остальных видов отходов, — считает член научно-технического совета Росприроднадзора, председатель комиссии по экологии Совета ТПП РФ по экономике замкнутого цикла Наталья Беляева.

В АвтоВАЗе сказали «Известиям», что приветствуют возвращение госпрограммы. Это способствовало бы поддержке уровня продаж, а также обновлению автопарка страны, вводя в него всё больше современных безопасных машин, отметили в компании.

Поддерживают идею и в ГАЗе. Программа поможет стимулировать спрос, который в прошлом году в сегменте LCV (легкие коммерческие автомобили) упал почти на 50% и сохранил такую же негативную динамику в январе-феврале этого года. Также в компании отметили, что для коммерческого транспорта оптимальный размер скидки может быть от 300 тыс. рублей — на автомобили с ДВС и около 600 тыс. — на электрические версии.

Решающий фактор

Подобные меры мотивируют покупателей сделать первый шаг, и это их большой плюс, отметил учредитель и гендиректор компании «Электромобили Мануфэкчуринг Рус» Илья Рашкин. И особенно положительно это может сказаться на производителях электрокаров, рынок которых в стране только формируется, подчеркнул он. Именно цена часто является решающим фактором при приобретении машины, в том числе и в лизинг, добавил представитель лизинговой компании «Европлан».

Аналитик по автомобильному сектору Владимир Беспалов, напротив, считает, что сейчас стимулирование спроса на машины за счет тех или иных программ поддержки не самая актуальная задача, поскольку на рынке по-прежнему сохраняется дефицит предложения, который невозможно решить за счет локального производства.

— Поэтому основные усилия и средства сейчас надо направить на исправление этого дисбаланса и нормализацию цен, перезапуск мощностей по производству автомобилей в России с перспективами глубокой локализации и создание локальных компетенций, — сказал эксперт.

По его мнению, поддержка спроса должна ограничиваться преимущественно коммерческими операторами (перевозка, такси, каршеринг и так далее), которым требуется регулярное обновление парка, и узким кругом социально уязвимых категорий населения.

В аналитическом агентстве «Автостат» считают, что в текущих условиях дополнительная скидка, причем существенная, на покупку машины будет не лишней, учитывая, как подорожали они за последний год. Новые авто, по разным оценкам, выросли в цене за 2022-й на 11–25%, подержанные, по информации агентства, — на 37%, отметил его представитель Азат Тимерханов.

— Скидка в 150–200 тыс. рублей, безусловно, существенна. Самое главное, чтобы российские автопроизводители в предвкушении программы утилизации удержали бы себя от соблазна повысить цены, как уже неоднократно бывало в прошлом, — отметил независимый эксперт по автомобильному сектору Сергей Бургазлиев.

Для стимулирования рынка нужен комплекс мер: и различные льготные программы («первый автомобиль», «семейный автомобиль»), и предложенные скидки при утилизации старых машин, и низкие ставки по кредитам, и снижение цен, сказал руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Впрочем, по мнению члена генсовета «Деловой России», инвестора Алексея Мостовщикова, вряд ли предложенные скидки смогут стать решающим фактором для покупки нового автомобиля, особенно электрокара. Тем более что сегодня отечественные машины проигрывают в конкурентной борьбе китайским, добавил экономист Егор Клопенко. Лучше заниматься первопричиной этой проблемы — оптимизировать производство, снизив расходы и повысив качество продукции, считает он.

Фото: pixabay

Мария Перевощикова, Анастасия Львова

По информации: “Известия”

Ранее

Убыль бережет

Далее

Вниз, но вверх

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru