Владимир Якунин: «Убийственная любовь к Родине»

 

Рост тарифов РЖД  душит  экономику России

Глава РЖД Владимир Якунин широко известен как стопроцентный русский патриот  России. В личном, так сказать, порядке. Он  принадлежит к классу  так называемого нового дворянства, тот есть тех российских чиновников, выходцев из силовых структур, которым доверена почетная обязанность быть богатейшими гражданами страны и править ею по своему усмотрению, изредка сверяясь с мнением августейшего руководства.

Не будем лезть в личную жизнь одного из наиболее известных православных чекистов-дворян. На это есть Навальный и  изрядное число примкнувших к нему нахальных фотографов, осмелившихся предать гласности  роскошный дворец Якунина в деревеньке Акулинино.

Поговорим по делу. О том, как новый дворянин Якунин управляет вверенным ему хозяйством – Российскими железными дорогами.

Совсем недавно российский алюминиевый король, генеральный директор  гигантского холдинга «Русал» Олег Дерипаска  опубликовал  в журнале   «Коммерсант Деньги» свою   статью  под подчеркнуто объективистским названием – «Снижение тарифов, или Новая парадигма развития экономики». Он утверждает, что «произвол естественных монополий и безудержный рост тарифов в газовой, электроэнергетической и железнодорожной отраслях привели к тому, что издержки российских предприятий превысили среднемировой уровень и делают неконкурентоспособной отечественную экономику». Как следствие, инвесторам  стало  невыгодно вкладывать свои средства в развитие реальных производств на территории России.

Дерипаска абсолютно прав. Сегодня инвесторы идут в российскую экономику только тогда, когда им предоставляют налоговые  или иные льготы. Как, например, это делается для зарубежных партнеров нашей госкомпании «Роснефть» личным решением первого лица страны.

Дерипаска рисует печальную, но реальную картину угасания нашей экономики  в результате монопольного беспредела:   «Большие объемы запасов природного газа перестают быть конкурентным преимуществом российской экономики. С 2007 года цены на газ для промышленных потребителей выросли в 2,6 раза, превысив уровень цен в США. Как следствие, заметно увеличиваются тарифы на тепловую энергию и другие коммунальные услуги, разгоняя инфляцию. Только лишь рост цен на газ приводит к тому, что значительно дорожают такие социально значимые товары, как хлеб, сахар, яйца, мясо птицы. В результате можно ожидать дополнительного скачка инфляции на 5% в 2016 году и на 3% в 2017-м».

Дерипаска – король, как мы помним, алюминиевый. Для него приоритетны свои интересы.

 «…В  алюминиевой отрасли — одной из самых энергоемких — затраты на электроэнергию могут составлять более 30% себестоимости металла, что в результате подрывает международную конкурентоспособность российских металлургов. Не намного лучше обстоят дела в сфере железнодорожных перевозок, где стремительный рост тарифов на грузовые перевозки выступает существенным фактором роста издержек промышленных компаний».

 По оценкам Дерипаски, только за период с 2007 г. железнодорожные перевозки подорожали на 74%. Это убийственный показатель. Такой резкий и ничем  не оправданный скачок тарифов на железнодорожные  перевозки душит экономический рост, лишает стимулов любого производителя, разгоняет до космических скоростей инфляцию.

Дерипаска  дает рекомендации по выходу из кризисной ситуации: «Необходимо ограничить ежегодный рост тарифов естественных монополий в ближайшие три года на уровне 75 процентов  показателя инфляции предыдущего года; отменить плату за подключение/присоединение инвесторов к объектам инфраструктуры; использовать политику тарифообразования в качестве механизма государственного стимулирования промышленного роста (предоставление скидок, эффективное использование механизмов тарифного коридора); в течение трех лет довести объем конкурентного рынка до 80% в тех отраслях с присутствием естественных монополий, где это возможно; развивать практику долгосрочных договоров; установить общественный контроль качества услуг естественных монополий».

Аналитическая  часть статьи Дерипаски  абсолютно верная  – придраться  не к чему.

Произвол монополий  стал очевиден   на протяжении последних 10-15 лет. Сегодня тарифная политика государства (ведь все монополии – государственные) стала несовместима с  выживанием  даже наиболее привилегированных  олигархических структур.  За последние 5-6 лет цены на газ для промышленных предприятий выросли в 2,6 раза,  электроэнергия подорожала в 2,5-3 раза. Это делает нерентабельным любое российское производство.

Но если раньше банкротились наукоемкие производства, в которых Россия откатилась на полвека назад, то теперь становятся нерентабельными те самые сырьевые добывающие отрасли, которые составляют основу «экономики трубы». А это прямая и явная угроза всему механизму государственной власти в России, как бы мы к нему ни относились.

Сегодня на первое место среди критикуемых естественных монополий вышли РЖД  в первую очередь  потому, что руководство этой госкомпании ведет себя  неадекватно и не хочет идти ни на какие переговоры с правительством.

 Призывы Дерипаски о создании конкурентной  среды отражают его  личные коммерческие интересы и в российских условиях нереализуемы. Это просто смешно обсуждать. Вспомним, что знаменитый  американский экономист Джонн Кеннет Гэлбрейт еще в 60-е годы убедительно доказал, что такие естественные монополии, как железные дороги, эффективней управляются централизованным путем, то есть государством.  Господин Якунин своей деятельностью вроде опровергает тезисы великого экономиста, но на деле  все гораздо проще.  Причина того, что руководство РЖД пока что никто не поймал за руку именно в сфере организации производства –  в  непрозрачной отчетности.

Эксперты указывают, что для реального изменения ситуации необходимо  раскрыть информацию о структуре так называемого “инвестиционного тарифа”. Руководство РЖД  и других монополий, пишет известный экономист Владислав Жуковский,   обосновывает необходимость повышения тарифов тем, что у них, якобы, колоссальные инвестиционные программы, что они финансируют расширение своих мощностей и так далее, но, на самом деле, этот “инвестиционный тариф” крайне непрозрачен, в нем кроется колоссальная коррупционная рента, от трети  до  половины  затрат и капвложений разворовываются самим руководством дочерних компаний, фирмами-однодневками, подрядчиками и т.п. В результате чего мы имеем в прямом смысле этого слова “золотые” трубопроводы, автомагистрали, шоссе и железные дороги, по которым уже нерентабельно ничего перевозить, перекачивать нефть или газ, или транспортировать остатки того, что производится нашей промышленностью.

Весьма показательно, что статья  Дерипаски и выступление в прессе главы ФАС Игоря Артемьева совпали во времени и по существу. Артемьев заявил, что  система тарифов на железнодорожные перевозки в России доходит до безумия, делая более выгодными дальние перевозки фурами и обеспечивая выживание РЖД за счет потребителя:

«Это до безумства доходящая система. Тарифы, которые существуют, сделаны под то, чтобы большая монополия могла просто выживать. Все это происходит за счет потребителя, а сама монополия не только не преуcпела, но мне кажется, что все эти программы, которые существуют, они пустые», – сказал Артемьев. По оценкам главы ФАС,  тарифы  на железнодорожные перевозки в России стали  самыми высокими  в мире, что провоцирует удорожание практически всей производимой на территории России и ввозимой из-за рубежа продукции, так как  логистика и транспортные расходы закладываются в цену всех товаров.  В этом смысл слов Артемьева о том, что железнодорожная монополия живет за счет потребителя.

Заметим, что мнение главы ФАС и независимого экономиста Владислава Жуковского об инвестиционных программах-пустышках совпадают. А это уже звучит как приговор всей  прогнившей насквозь коррупционной системе «хозяйствования» РЖД, созданной новым дворянином Якуниным.

Россия действительно на распутье – либо погибнет в удушающих объятьях проворовавшихся  чиновников, либо (дай Бог чтобы мирным путем) освободится от их хищного ига.

 Альберт Станицын, экономист

2 comments
  1. КАРАОКЕ – 6. Железнодорожная цыганочка.

    На музыку Александра Галича

    Вечер, поезд, грязь, жара,
    Дальняя дорога…
    Голова болит с утра,
    И во рту – изжога.

    Бассан-бассан-бассана,
    Бассаната-бассаната…
    Что с вином, что без вина –
    Мне в дороге косовато,

    Да еще кривая дверь
    Ногу исцарапала –
    Я проведать дочку в Тверь
    Еду из Сарапула.

    Это дочке не в упрёк,
    Все расходы – поровну,
    Но плацкарта – больше трёх
    Тысяч в одну сторону.

    Хоть я сам себе не враг,
    Ненавижу сложности,
    По-другому-то – никак,
    Нет другой возможности.

    Почему страна моя
    Хуже, чем под немцами?
    За свои же деньги я –
    Как еврей в Освенциме…

    Закрутилась у виска
    Мысль одна, тревожная:
    А ведь, РЖД – войска
    Железнодорожные,

    Вся страна у них в плену,
    И они с глумлением
    Много лет ведут войну
    С мирным населением,

    В поезд сел – как под арест –
    Возит мордой по столу…
    Где-то рядом возят крест
    Первого апостола.

    Для креста вагон свой есть,
    С алтарем, с иконами –
    Дескать, проживаем здесь
    Божьими законами.

    Только – сколько не божись,
    Тащат победители
    То, что строили всю жизнь
    Деды и родители.

    Общим разжились добром
    До добра охочие –
    РЖД, Роснефть, Газпром,
    И другие прочие.

    Греют жопу и карман
    В кабинетах барственных,
    Пока правильный пацан
    Над Россией царствует.

    Ведь пацан не сдаст своих,
    Тех, с кем деньги прожиты.
    Может, он и рад бы их,
    Только – что он может-то?

    Лишь Фрадкова зятя взять,
    Да уволить быстро:
    «Раз забыл ты, что ты – зять,
    Вон пошел с министров!»

    А Якунина – никак,
    С ним – умолкни в тряпочку,
    Можно выпить с ним коньяк,
    Заедая рябчиком.

    Так что не грозит пока
    Справедливость высшая…
    Пиво у проводника
    Я купил прокисшее,

    В туалете вылил бы,
    Да там дверь заклинена,
    Вот и Белые Столбы,
    Рядом – Акулинино.

    Тут, за лесом, есть дворец
    С небольшим поместьицем,
    Во дворце – златой телец
    Не по-детски крестится.

    Во дворце – домашний храм,
    Со своим святилищем,
    И бассейн, и баня там,
    И шубохранилище,

    Там начальник РЖД
    Ежедневно моется
    В позолоченном биде,
    И усердно молится,

    Хочет быть пред Богом чист,
    Осененный знаменьем…

    Над страною машинист
    Машет красным знаменем.

    И пока под стук колес
    Бога молят истово,
    Едет поезд под откос
    Вместе с машинистами.

    Бассан-бассан-бассана,
    Бассаната-бассаната!
    Дочка у меня одна
    Да внучата-бесенята…

    Сердце рвется от тоски,
    Давит безнадега…
    Вечер, поезд, огоньки,
    Дальняя дорога…

    Лев Апекушин

Comments are closed.

Ранее

«Пипл хавает»?

Далее

Век Сурка

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru