Пока лишь в кассовой зоне супермаркетов
Магазины, располагая в прикассовой зоне алкоголь, подталкивают граждан к его спонтанной покупке. Так считают авторы законодательной инициативы в Госдуме о запрете розничной продажи алкоголя в прикассовой зоне торговых объектов. Уже завтра, 2 мая, депутаты Госдумы рассмотрят этот законопроект.
– Мы против того, чтобы алкоголь стоял у касс в открытом доступе. Нужны скрытые прилавки, на которых алкоголь бы не попадался на глаза покупателю, – заявил «МК» заместитель фракции ЛДПР Ярослав Нилов.
«Покупатель, заходя в магазин, – говорится в пояснительной записке к законопроекту, – как правило, направляется именно в тот отдел, предлагаемые товары которого ему необходимо приобрести – мясные, молочные, хлебо-булочные, овощи и фрукты и т.п., и может не заходить в другие отделы. Однако прикассовую зону он миновать не может, поскольку оплата товара происходит именно в этой зоне».
Прикассовая зона, говорится в документе, маркетологами рассматривается как одно из наиболее доходных мест в магазине, поскольку покупатель именно тут склонен к незапланированным покупкам.
Наряду с безобидными товарами (жевательная резинка, шоколадки или конфетки вроде леденцов на палочке), у кассовой зоны нередко устанавливаются стеллажи с крепкими алкогольными напитками.
Таким образом, по мысли авторов законопроекта, магазин фактически заставляет человека, вне зависимости от его желания и потребностей, в обязательном порядке «посетить» алкогольный отдел. Магазин старается подтолкнуть посетителей к покупке алкогольной продукции, в том числе людей, которые как раз в это врем, борются со своим пристрастием к алкоголю.
У депутатов целый набор мер, посвященный борьбе за здоровый образ жизни и формирование соответствующего законодательства, а также за здоровое безникотиновое и безалкогольное поколение.
– Один из пунктов в нашей программе – это борьба с легкодоступным алкоголем на кассах в торговых центрах и в супермаркетах, – комментирует свой законопроект «МК» один из его инициаторов депутат Алексей Диденко, – Надеемся, что в этих антиалкогольных мероприятиях отдельные инициативы найдут поддержку среди всех фракций, если не с первого раза, то со второго или третьего чтения. Мы в этом направлении последовательны уже много десятилетий.
Справка «МК»:
В 2022 потребление крепкого алкоголя в России выросло на 7,5%, по сравнению с 2021 годом, и составило 6.8 литров на одного человека. По данным Росстата в 2012-2022 годах по причинам, обусловленным алкоголем, умерло более 500 тыс. человек. Минимальный размер ущерба для России от алкоголя составляет 5 трлн руб. в год, что равняется 1,5% недополученного ВВП. Доходы бюджета России в 2019 года от реализации алкогольной продукции составили 372,4 млрд руб.
Фото: pixabay
Анатолий Салунов
По материалам: “Московский комсомолец”