Принят пакет законопроектов про тех, кто помогает попавшим в реестр нарушать запреты
Госдума приняла в первом чтении пакет законопроектов, который поручает Минюсту контролировать не только то, как включенные в реестр иноагентов граждане и организации соблюдают наложенные на них запреты и ограничения, но и то, не способствуют ли другие граждане и организации, в реестр пока не включенные, нарушению иноагентами запретов и ограничений. Выявленных «пособников» будут на первый раз предупреждать, а особо упрямых штрафовать в административном порядке.
Законопроекты были внесены в конце апреля 2023 года депутатами из всех фракций – членами думской Комиссии по противодействию иностранному вмешательству. Выступая от их имени, Андрей Альшевских («ЕР») напомнил: в декабре прошлого года вступил в силу новый закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», с помощью которого «государство ослабило влияние иноагентов на общество». Комиссия по иностранному вмешательству, по его словам, «внимательно изучала практику правоприменения, результатом этой кропотливой работы и стал предложенный пакет законопроектов».
В общем, в законе об иноагентах решено прописать, что органы публичной власти (снизу доверху, от муниципального уровня до федерального), организации всех форм собственности (то есть и государственные, и частные компании), их должностные лица, и вообще все «физические лица» будут «обязаны учитывать ограничения, связанные со статусом иностранного агента», сами иноагентами не являясь.
Перечень ограничений и запретов, установленных для иноагентов в России, обширен. Иноагент не может быть чиновником любого уровня и членом избиркома. Иноагентам нельзя агитировать за или против любого кандидата на любых выборах, жертвовать деньги в избирательные фонды кого бы то ни было, организовывать любые публичные мероприятия и перечислять на их проведение средства. Вклады иноагентов в банках не подлежат страхованию на случай банкротства финансовой организации. Иноагенты не вправе получать от государства финансовую поддержку, в том числе на творческую деятельность, им нельзя участвовать в госзакупках (сейчас этот запрет распространят и на оказание государственной имущественной поддержки).
Иноагентам запрещено производить любую «информационную продукцию для несовершеннолетних» и «осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних», работать педагогами в государственных и муниципальных образовательных организациях. И т.д., и т.п. И это не считая обязанности непременно маркировать все свои публичные заявления и выступления, сообщая, что данная продукция создана иностранным агентом…
Г-н Альшевских не стал приводить примеров потенциальных нарушений, которые будут считаться «содействием». Ранее другие авторы законопроектов говорили, в частности, о тех, кто не увольняет иноагентов из школы или детсада, и тех, кто продает их книги или диски без соответствующей маркировки и плотного непрозрачного пакета.
Если Минюст такого, если можно так выразиться, «пособника» выявит – для начала вынесет предупреждение и даст не менее месяца на устранение нарушения, напомнил докладчик. Для не желающих предписания ведомства выполнять в КоАП пропишут штрафы: для граждан – в 30-50 тысяч рублей, для должностных лиц – в 70 – 100 тысяч рублей с альтернативой виде дисквалификации на срок до двух лет, для юридических лиц – от 200 до 300 тысяч рублей.
Олег Леонов («Новые люди») заинтересовался, будет ли нарушением, влекущим за собой штраф, если иноагент напишет в соцсетях пост, не указав, что он – иноагент, а кто-то «сделает перепост». «Перед законом все у нас равны, и если кто-то будет способствовать нарушению иноагентом требования – он будет попадать под ответственность», – вот и всё, что сказал в ответ г-н Альшевских.
«Я, честно говоря, не понял, будет ли привлекаться к ответственности физлицо, которое сошлется на публикацию иноагента»,- попробовал уточнить Олег Михайлов (КПРФ). Но г-н Альшевских лишь повторил, что «если лицо будет способствовать осуществлению деятельности, запрещённой законом, на первом этапе оно будет получать предостережение, а на втором – штрафоваться».
Андрей Кузнецов («СР») спросил, «не лучше ли просто прекратить деятельность иноагентов в стране» (видимо, чтоб не мучиться с контролем за соблюдением ими ограничений). И напомнил про Ельцин-центр, поинтересовавшись, «в какой степени может Минюст взять под контроль такие организации, которые имеют эксклюзивные законодательные условия для своей деятельности». Про запрет иноагентам делать вообще что-либо г-н Альшевских предположил, что «если будет такое предложение – думаю, наша комиссия с удовольствием его рассмотрит». А про Ельцин-центр напомнил, что закон «О центрах исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий» (он про всех бывших президентов, заметим) был принят в 2008 году, «когда у нас не было понятия иноагент вообще», и пока действительно дело выглядит так, что под контроль Минюста эта организация не очень попадает. Но «законодательство на месте не стоит, наша комиссия будет мониторить правоприменение, и если будет необходимость – рассмотрим вопрос о внесении изменений»,- заявил он.
Андрей Луговой от имени ЛДПР выразил надежду на то, что законодательство об иноагентах и дальше будет ужесточаться: «только так мы истребим эту заразу». Но Адальби Шхагошев («ЕР») сказал, что комиссия по противодействию иностранному вмешательству и так «максимально системно осуществляет работу над совершенствованием законодательства». «Забегать вперед не будем, но и отставать не будем» – заверил единоросс.
Второе чтение пакета может состояться в начале июля.
Фото: Новые Ведомости
Марина Озерова
По материалам: “Московский комсомолец”