Она может лишиться важных номинаций и духа творчества
Национальную премию «Золотая маска», которая присуждается за творческие достижения в области театрального искусства уже 30 лет, решили радикально реформировать. Кто именно решил? Точного ответа нет. Одни предположения. Совета у профессионалов не спрашивают, но смело вычеркивают ключевые номинации. Зачем нам, к примеру, драматург или современный танец?
В недрах Союза театральных деятелей разрабатывается проект нового положения, на основе которого и предстоит премии в дальнейшем существовать. Окончательное решение еще не принято. В частности, рассматривается вопрос о формировании экспертных советов и жюри, последующем регулировании их деятельности под тотальным контролем СТД как учредителя премии и Министерства культуры. То есть эксперты будут свои, проверенные, но полного доверия к ним все-таки нет, раз есть необходимость их проверять и в случае чего накладывать вето. Списки номинантов тоже будут фильтровать вышеназванные организации. Отныне никакой инициативы снизу не предусмотрено.
Часть номинаций вовсе исчезнет. «Лучшая работа драматурга» приказала долго жить уже на недавней 29-й церемонии «Золотой маски». А теперь нежданная реформа ликвидирует номинации «Драматический спектакль малой формы» (будет только «Лучший спектакль» на все про все), «Эксперимент» и «Современный танец». Их, видимо, сочли наиболее рискованными театральными явлениями и тем самым отсекли молодежь, которая, как правило, и осваивает экспериментальное пространство.
Президентом фестиваля и премии «Золотая маска» согласно новому регламенту может стать председатель Союза театральных деятелей, сегодня это Александр Калягин. То есть нынешнего президента Игоря Костолевского тоже отправят в бан?
Все то, что мы сейчас наблюдаем, назревало давно. «Золотую маску» атаковали со всех сторон. За то, что проводится в такое сложное время, когда не до праздников. За изъятие имен уехавших или просто неугодных режиссеров. Они числились как «Режиссер-Режиссер» в соответствии с тем, как это с недавних пор заведено в некоторых театрах. Но театры театрами, а «Маска» это «Маска». От нее ждали смелых решений. Награду «режиссерам-режиссерам», всем «невидимкам» и оказавшимся с ними в одной упряжке людям с именами и фамилиями СТД аннулировал. Таким образом, главная фигура в театре на последней по времени «Золотой маске» отсутствовала как класс. Спектакль есть, а режиссер растворился в тумане. Смелые актрисы вопреки опасениям тревожных коллег назвали со сцены своих любимых режиссеров, которые привели их к творческим победам. Марьяна Спивак назвала Юрия Бутусова. Нина Усатова, получая премию за создание образа русской женщины в «Материнском сердце», произнесла эмоциональную речь во славу Андрея Могучего, которому тогда не продлили контракт в БДТ.
Какие-то спектакли на последних фестивалях «Золотая маска» и вовсе отменили, ничего не объясняя, «по техническим причинам». Зрители, ничего не понимая, стояли у театрального подъезда и разъезжались. Почему театр из города N не приехал? Бог весть. И спросить толком не у кого.
Фото: pixabay
Светлана Хохрякова
По материалам: “Московский комсомолец”