Бесплодное мероприятие нацелено на изоляцию России
В Саудовской Аравии начались переговоры о том, как положить конец российско-украинскому конфликту. Участвуя в так называемой мирной конференции, Киев ищет поддержки у придерживающихся нейтральной позиции стран, а Москва заявляет, что будет внимательно «следить” за встречей, от которой даже ее устроители не ждут больших успехов.
В Саудовской Аравии начались переговоры о мирном урегулировании украинского кризиса. Как сообщает Reuters, Украина и ее союзники надеются, что на проводимой в эти выходные встрече советников по национальной безопасности и других высокопоставленных чиновников примерно из нескольких десятков стран – среди них нет России! – будет достигнуто соглашение о принципах прекращения конфликта.
В портовый город Джидда на Красном море пригласили представителей примерно из 40 правительств – помимо Соединенных Штатов и европейских стран, среди известных участников оказались Китай, Индия, Бразилия, Южная Африка и некоторые богатые нефтью страны Персидского залива, которые пытались поддерживать хорошие отношения как с Украиной, так и с Россией на всем протяжении конфликта.
Россия не участвует в форуме, но Кремль заявил, что будет “следить” за ходом встречи. Китай заявил, что направит на переговоры своего специального посланника по евразийским делам Ли Хуэя.
Как отмечает арабский канал «Аль-Джазира», особенное значение имеет присутствие на конференции в Джидде представителя Китая, верного союзника России. “На что Украина действительно надеется, так это на то, что Китай поддержит мирный план Зеленского”, – отмечает корреспондент «Аль-Джазиры».
Ранее занимавший должность посла КНР в Москве Ли Хуэй заявил: “У нас много разногласий, и мы слышали разные позиции, но важно, чтобы наши принципы были общими”.
А представитель китайского министерства иностранных дел Ван Вэньбинь заявил, что: “Китай готов сотрудничать с международным сообществом, чтобы продолжать играть конструктивную роль в продвижении политического урегулирования кризиса на Украине”.
После того как Китай отказался от аналогичной встречи в июне в Копенгагене, он все-таки принял участие во встрече в Саудовской Аравии, что может отражать его углубляющиеся связи с принимающей страной, отмечает «Нью-Йорк Таймс».
Андрей Ермак, глава офиса президента Украины и его главный представитель на переговорах в саудовской Джидде, заявил поздно вечером в пятницу: “Я ожидаю, что разговор будет трудным”. Украинские, российские и международные официальные лица заявили, что на данный момент нет перспектив прямых мирных переговоров между Украиной и Россией, поскольку конфликт продолжает бушевать, а Киев стремится вернуть утерянные территории путем не слишком-то успешного контрнаступления.
Встреча в Джидде состоялась после переговоров, организованных Украиной в Копенгагене в июне, которые были задуманы как неофициальные и не привели к официальному заявлению.
Но у Украины есть помимо этого еще задача – она стремится, прежде всего, создать более широкую коалицию дипломатической поддержки за пределами своих основных западных покровителей, обратившись к странам глобального юга, таким как Индия, Бразилия и Южная Африка, многие из которых публично придерживаются нейтральной позиции в рамках украинского кризиса. Как отмечает The New York Times, “это начало более широкой кампании в предстоящие месяцы по наращиванию дипломатической мощи для изоляции и ослабления России”.
Однако, признает американское издание, многие из стран, объявивших о своем нейтралитете, вряд ли изменят свою позицию, а некоторые отвергают саму концепцию выбора сторон, представляя украинский конфликт как столкновение между сверхдержавами, в котором они не хотят принимать участия. “Это не только конфликт между Россией и Украиной, – заявил Селсу Аморим, советник по международным делам президента Бразилии Луиса Инасиу Лулы да Силвы, в речи, которую он произнес практически во время переговоров. – Это также глава в давнем соперничестве между Россией и Западом”.
Неслучайно Зеленский попытался в преддверии саммита в Джидде педалировать тему воздействия украинского конфликта на развивающиеся страны: «Это очень важно, потому что в таких вопросах, как продовольственная безопасность, судьба миллионов людей в Африке, Азии и других частях света напрямую зависит от того, насколько быстро мир продвигается к реализации мирной формулы».
А в среду Владимир Зеленский собрал своих послов на экстренное стратегическое совещание о том, как донести послание Киева до всего мира. Он сказал послам, что они должны использовать все имеющиеся в их распоряжении инструменты — “официальные и неофициальные, институциональные и медийные, культурную дипломатию и силу обычной человеческой искренности” — чтобы убедить как стойких союзников, так и страны, которые в основном сохраняли нейтралитет, что единственный путь к прочному миру – это полное поражение России.
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что надеется, что инициатива приведет к “мирному саммиту” мировых лидеров этой осенью, чтобы одобрить принципы, основанные на его собственной формуле урегулирования из 10 пунктов. Москва отвергла так называемую «мирную формулу” Зеленского, содержащую абсолютно неприемлемые пункты, главный смысл которых сводится все к тому же лелеемому им и его западными патронами «полному поражению России».
Встреча была закрыта для СМИ, что корреспондент саудовского государственного телевидения объяснил “деликатностью” переговоров. “Это, – пишет The New York Times, – подчеркнуло туго натянутый канат, по которому Саудовская Аравия и многие другие страны пытаются пройти, чтобы избежать отчуждения Москвы, и проблемы, с которыми столкнется Украина, пытаясь привлечь их на свою сторону”.
Саудовская Аравия заявила, что нынешние переговоры подчеркнули “готовность Эр-Рияда оказать свои добрые услуги, чтобы способствовать достижению решения, которое приведет к постоянному миру”. Королевство, считающееся крупнейшим в мире экспортером сырой нефти, тесно сотрудничает с Россией в вопросах нефтяной политики и рекламирует свои связи как с Москвой, так и с Киевом, позиционируя себя как возможного посредника в украинском конфликте.
Согласно местным СМИ, Эр-Рияд ожидает, что встреча в Джидде укрепит “диалог и сотрудничество… для обеспечения разрешения кризиса политическими и дипломатическими средствами”.
Наследный принц Мухаммед бен Салман, фактический правитель королевства, был изолирован после убийства в 2018 году оппозиционного журналиста Джамаля Хашогги в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле. Но энергетический кризис, вызванный конфликтом на Украине, повысил глобальное значение Саудовской Аравии, способствуя ее “реабилитации” в глазах мирового сообщества.
Для 38-летнего принца Мухаммеда переговоры в Джидде, как отмечает «Нью-Йорк Таймс», дали еще один шанс попытаться позиционировать себя как мирового лидера, имеющего влияние далеко за пределами своего региона, и как посредника, который может усадить могущественные страны за стол переговоров, при том, что он изо всех сил пытается положить конец участию своей собственной страны в разрушительной гражданской войне в Йемене.
Фото: pixabay
Андрей Яшлавский
По материалам: “Московский комсомолец”