На второй год действия санкций россияне стали сильнее ощущать на себе последствия ухода из России западных брендов
Несмотря на обещания чиновников решить проблему путём импортозамещения, в магазинах возник дефицит качественной и недорогой одежды и обуви на осень и зиму. По сравнению с началом 2022 года цены на свитеры, водолазки, пальто из шерсти, плащи и пуховики, в том числе российского производства, выросли практически в два раза. При этом ассортимент осенне-зимних коллекций заметно сократился.
Осенне-зимний гардероб влетит в копеечку
Если прошлой осенью на полках магазинов ещё хватало импортной одежды и обуви и не все бренды приняли моментальное решение остановить работу в России, то в этом году ситуация начала заметно меняться.
После окончательного закрытия в стране магазинов популярного японского бренда Uniqlo в Минпромторге в очередной раз заверили, что отечественные производители без труда заменят иностранную компанию и представят россиянам ещё более качественные вещи.
«Как показывает практика последних месяцев, хорошее место пустым не бывает. Прекрасно заполняются и отечественными производителями, которым раньше было сложно получить место на полке в силу жёсткой конкуренции с глобальными игроками. А также компании из дружественных стран приходят с хорошей продукцией», – сообщил заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Однако у покупателей возник вопрос: насколько равнозначной окажется эта замена, учитывая далеко не патриотичные цены на качественную демисезонную и зимнюю одежду и обувь.
Если до ухода иностранных компаний хороший демисезонный пуховик можно было купить в том же Uniqlo за 6–8 тыс. рублей, то у российских производителей стоимость аналогичного товара достигает 15 тысяч и более.
В два раза дороже обойдутся покупателям вещи из хлопка, шерстяные и кашемировые свитеры, водолазки, кардиганы и пальто, востребованные в осенний и зимний период. Цены на осенние плащи российского производства начинаются в среднем от 10 тыс. рублей, а на шерстяные пальто – от 25–30 тыс. рублей. Большинству граждан гардероб с таким ценником не по карману.
– У ряда российских производств одежды и обуви есть собственные технологии, ничуть не уступающие зарубежным, – поясняет «Октагону» кандидат экономических наук Александр Посталенко. – Однако они по-прежнему частично используют иностранные материалы и фурнитуру, которые стабильно дорожали и до падения рубля, а теперь и подавно. Кроме того, иностранным брендам удавалось держать низкие цены за счёт масштабов сети, массовости, а у российских производителей такого мирового охвата, естественно, нет, и в ближайшее время он вряд ли появится. Таким образом, заместить ассортимент одежды и обуви российские производители, конечно, могут, но сохранить привычные цены – едва ли, и это главная проблема для потребителя. Конечно, одной из причин повышения цен российскими производителями остаётся падение конкуренции в условиях ухода из страны иностранных компаний.
На фоне значительного снижения курса рубля дешёвыми для россиян перестают быть товары из Белоруссии и Китая, которые раньше продавали одежду и обувь по низким ценам.
– Прошлой зимой я покупала зимние сапоги популярного белорусского бренда Belwest за 7 тысяч рублей, а демисезонные ботинки для дочери – за 4,5 тысячи, – говорит москвичка Алина. – В новой коллекции 2023/24 года сапоги в среднем стоят 11–12 тысяч, а ботинки – 7–8 тысяч. Единственный шанс сэкономить – ловить нужную модель и свой размер на распродаже. Вместе с курсом доллара и евро подскочил и курс юаня, соответственно, с мая товары из Китая, в частности на AliExpress, подорожали на 25–30 процентов.
На рынке образовался дефицит качественной детской одежды и обуви
Стоимость и ассортимент детской демисезонной и зимней одежды и обуви в этом сентябре также не порадовали россиян. Родители жалуются, что в детских магазинах в начале осени наблюдается очень маленький выбор детских осенних комбинезонов, а на имеющиеся в наличии модели цены выросли с весны практически в два раза.
– Зашли в «Детский мир», чтобы купить осенний комбинезон для двухмесячного сына, но так и ушли ни с чем, – делится москвичка Юлия. – Осенних моделей очень мало, часть размеров уже раскуплена, цены тоже бешеные. Один осенний комбинезон из старой коллекции, который я видела на распродаже весной за 800 рублей, сейчас продаётся за 1700. Достаточно большой ассортимент пока ещё присутствует в популярных маркетплейсах, но там очень много некачественных подделок, да и покупать вещи онлайн ребёнку не хочется. Со старшим 12-летним сыном самая большая проблема с обувью – качественных непромокаемых моделей на осень в магазинах практически нет.
«Стоимость фирменных кроссовок выросла в два раза, причём нормальный ассортимент есть только на маркетплейсах, где даже за 10–12 тысяч вам могут продать подделку под видом оригинала». – Юлия, жительница Москвы.
Значительно дороже родителям теперь обходится покупка спортивной одежды и обуви для детей и подростков. После ухода с рынка Adidas, Nike, Puma и других компаний цены в маркетплейсах на оригинальные товары этих марок выросли на 30–100 процентов. Одновременно с этим увеличилось количество китайских копий популярных брендов – от дешёвого ширпотреба до достаточно приличных аналогов.
– После обвала рубля существенно выросли траты у родителей, чьи дети профессионально занимаются спортом, – рассказывает мама юного футболиста Наталья. – Ещё в начале весны профессиональные футбольные бутсы из низшей ценовой категории нам удалось купить за 9 тысяч рублей, сейчас за них нужно заплатить уже 16–18 тысяч. При этом выбор моделей даже на маркетплейсах очень маленький – в основном всё завалено более дешёвыми подделками, большинство из них разваливается при активных тренировках уже через месяц. На детях помладше ещё как-то можно сэкономить – на размеры до 41-го часто бывают приличные скидки, но размеры 42–44 стоят уже на 4–6 тысяч дороже, хотя раньше такой ситуации не наблюдалось.
Ещё до падения рубля за январь – февраль детская одежда подорожала на 41 процент. После сезонного снижения цен в летний период во время распродаж стоимость товаров из новых коллекций вновь пошла вверх.
– Отчасти текущий дефицит сравнительно недорогих детских товаров связан с тем, что на фоне роста курса валют россияне стали запасаться как взрослой, так и детской одеждой впрок с утроенной силой, – объясняет владелица небольшого магазина детской одежды из Турции Анна Ткаченко. – Продажи разных типов осенних и зимних вещей этим летом выросли в 2,8–4 раза по сравнению с прошлым годом. Люди покупали вещи про запас, понимая, что цены вырастут. В результате от прошлогодних коллекций практически ничего не осталось. Новые коллекции осенних детских вещей конечным продавцам удалось приобрести по старым ценам, однако стоимость одежды и обуви для потребителя заметно изменилась – в среднем ценник увеличился на 15–20 процентов. Дело тут не только в долларе и евро. В контексте тех же турецких вещей цены повышаются и из-за логистических проблем, которые сохраняются в Турции после землетрясения, кроме того, во всём мире растёт стоимость тканей.
Фото: pixabay
Светлана Цикулина
По материалам: “Октагон”