Китай не оправдал ожиданий автовладельцев

“Главное, чтобы они за это время не сгнили”

Россияне начинают разочаровываться в китайских автомобилях, продажи которых взлетели в стране после ухода западных марок. Количество жалоб на качество машин из Поднебесной стремительно растёт, утверждают в автосервисах. Несмотря на это, цены на китайские новинки нельзя назвать демократичными: не так давно по цене Chery в России можно было купить качественный европейский автомобиль. Что не так с автомобилями из КНР и почему их покупка не всегда становится радостным событием?

За восемь месяцев текущего года число обращений владельцев китайских авто в сервисы выросло на 35 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Статистику со ссылкой на одну из крупнейших в России сетей станций технического обслуживания Fit Service приводят «Известия». Чаще всего в 2023 году на СТО заезжали автомобили марок Chery, Lifan, Geely. Заметно увеличилось количество обращений от владельцев Haval (+88 процентов), Changan (+33 процента) и JAC (+60 процентов).

Представители нескольких автосервисов в Казани, Самаре и Ульяновске подтвердили «Октагону» этот тренд. Клиенты жалуются на проблемы с подвеской и электроникой и качество покраски кузова.

Лишь бы не сгнили

Основными недостатками китайских машин, которые массово пришли на российский рынок, оказались тонкий металл и слишком ненадёжная подвеска, созданная не для отечественных дорог, говорится в исследовании компании «Открытие Авто». Абсолютное большинство респондентов (61 процент) заявили, что к русской зиме готовы не все модели из КНР, при этом 19 процентов опрошенных уверены, что китайские авто её не выдержат.

Участники опроса среди уязвимостей отметили использование деталей, не предназначенных для высоких поперечных нагрузок и скручивания, коррозию металла, не всегда готового к зимней эксплуатации, не слишком надёжную подвеску, а также достаточно слабое лакокрасочное покрытие.

Руководитель автосервиса Михаил Богатов говорит, что очень часто автовладельцы жалуются на проблемы с электроникой:

– У китайцев, как правило, всё красиво, дорого-богато, интересные приборные доски, большие планшеты. Однако красивый интерфейс далеко не всегда отличается качественным наполнением. Регулярно наблюдаю глюки с электроникой. Думаю, зимой эти «болезни» ещё больше обострятся.

У клиентов есть проблемы и с кузовными элементами. Богатов считает, что китайские машины следует оценивать в течение ближайших трёх-пяти лет:

«Главное, чтобы они за это время не сгнили. Помнится, с чудовищной коррозией машин из Китая мы сталкивались лет 10–15 назад. Посмотрим, насколько далеко продвинулся сегодня их автопром».

Автомобили из КНР далеки от конкурентов из Старого и Нового Света, отмечает в беседе с «Октагоном» председатель правления ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач. Он подтверждает, что именно невысокое качество кузовного металла, механообработки деталей, сборки узлов и агрегатов – основные недостатки «китайцев».

– А проблема с их своевременным и хорошим ремонтом связана с отсутствием доступности обслуживающих организаций, которые не успели открыть для каждого бренда, завозимого в Россию, – добавляет Храпач.

По мнению эксперта, в ближайшие несколько лет организовать качественный и дешёвый ремонт китайских автомобилей не удастся, в том числе из-за нестабильности российской валюты по отношению к доллару США, на основе чего и определяется цена поставляемых запасных частей.

Немало сюрпризов

Число обращений владельцев китайских машин будет расти по экспоненте, прогнозирует в разговоре с «Октагоном» ведущий программы «Минтранс» Вячеслав Субботин. Автомобили, произведённые на китайских платформах, вызывают больше всего вопросов, говорит он. При этом отдельные модели, например Geely, которые во многом скопированы с европейских образцов, признаются специалистами довольно удачными, указывает собеседник. По словам Субботина, китайская автомобильная промышленность развивается весьма динамично и нынешние машины уже совсем не те, что были даже пять лет назад.

Эксперт связывает это с тем, что китайский автомобильный рынок сегодня считается крупнейшим в мире, его ёмкость оценивается в 30 млн машин ежегодно. Для сравнения: российский рынок может похвастаться не более 1,5 млн реализуемых авто.

– Все крупные мировые бренды, технологии и мозги стремятся на китайский рынок. Именно по этой причине от автопрома КНР следует ждать серьёзного прорыва, – предрекает Субботин.

Многочисленные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются владельцы новых машин из Поднебесной, эксперт объясняет в том числе тем, что в Россию преимущественно поставляются бюджетные китайские модели, стоимость которых в самом Китае в переводе на рубли не превышает 700–900 тысяч. При поставке в Россию такая машина автоматически дорожает до 2–2,5 млн рублей – влияют НДС, таможенные пошлины, экологический сбор и расходы на сертификацию.

Другая сложность, подчёркивает Субботин, возникает из-за дефицита запасных частей. Во-первых, по-прежнему не настроены логистические процессы – поставки комплектующих регулярно задерживаются. Во-вторых, многие клиенты сталкиваются с проблемой стремительного устаревания каталогов запчастей, в итоге часто случается, что человек заказывает одну позицию, а получает совсем другую.

Однако россияне продолжат покупать китайские машины – других на рынке практически нет, говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Он считает, что качество китайских автомобилей пока оценивать рано, так как лишь малая их часть имеет серьёзный пробег:

– Машины в сочетании турбомотора и «робота» [роботизированной коробки переключения передач] могут преподнести немало разных сюрпризов. Надо посмотреть, когда будет пробег 150–250 тысяч километров, – поясняет собеседник «Октагона».

По словам Шапарина, имеют место и проблемы с теми китайскими машинами, которые ввозятся в Россию различными серыми дилерами в небольших количествах, в частности через Киргизию. Найти к ним необходимые детали подчас невозможно.

Опрошенные «Октагоном» эксперты признают, что сегодня на китайском внутреннем рынке представлено немало качественных машин, однако в Россию они не доставляются по экономическим причинам: после доставки в РФ стоимость таких моделей взлетит до чересчур высоких значений, потому и покупателей на них будет найти крайне сложно.

По данным «Открытие Авто», за первую половину 2023 года китайские автопроизводители реализовали в России больше автомобилей (168 тыс.), чем за весь прошлый год: продажи в штуках увеличились в четыре раза, а доля рынка возросла за год с 10,6 до 46 процентов.

Фото: pixabay

Михаил Белый

По материалам: “Октагон”

Ранее

С 1 октября повысят пенсии

Далее

Время собирать

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru