Российские компании начали тестировать фондовый рынок
За последнюю неделю уже три российские компании объявили о планах провести IPO — сеть магазинов мужской одежды Henderson, калужский ликеро-водочный завод «Кристалл» и разработчик инфраструктурного ПО «Астра». Для сравнения: в 2022 году состоялось всего одно биржевое размещение. Почему отечественный бизнес решил штурмовать биржу именно сейчас, от кого в ближайшее время можно ждать объявлений о листинге и сколько средств уже удалось привлечь отечественным компаниям за счет IPO в 2023 году, рассказывает «Компания».
Карты вскрыты
Российский бренд мужской одежды Henderson 27 сентября заявил о планах провести IPO на Мосбирже. Конкретная дата размещения будет зависеть от рыночной конъюнктуры, отмечают инсайдеры. Вывести в публичное поле планируется 10–15% акций компании. Это позволит привлечь примерно 3–4 миллиарда рублей. Таким образом, Henderson рассчитывает на оценку бизнеса приблизительно в 27–30 миллиардов рублей.
На днях также стало известно, что до конца 2023 года выйти на биржу намерен калужский ликеро-водочный завод «Кристалл». В результате размещения бизнес рассчитывает привлечь от 1 до 1,5 миллиарда рублей.
Кроме того, уже в этом месяце с предложением на Мосбиржу готовится выйти разработчик ОС Astra Linux группа компаний «Астра». Ожидается, что по результатам IPO доля акций группы в свободном обращении (free-float) составит около 5%. Согласно источникам, «Астра» начнет сбор заявок на покупку акций в рамках IPO в четверг, 5 октября. Ожидается, что торги акциями компании на Мосбирже стартуют 13 октября.
Initial Public Offering (IPO) — процесс первичного размещения акций компании на фондовом рынке. Основная цель: привлечь дополнительный капитал для финансирования роста компании, расширения бизнеса, погашения долгов или дополнительных инвестиций в развитие продуктов или услуг.
И деньги, и статус
Мосбиржа недавно раскрыла статистику по объемам торгов — рынок довольно сильно оживился за последний год, что, соответственно, и мотивирует корпоративный сектор к публичным размещениям, поделилась своим мнением с «Компанией» аналитик УК «Альфа-Капитал» Юлия Мельникова. «К тому же за счет общего роста рынка увеличились и рыночные оценки самих компаний, с ними и сравнивают все потенциальные компании-аналоги», — подчеркнула она.
Объявлять о возможности выхода на фондовый рынок никогда не вредно — это всегда расширяет спектр возможностей компаний по привлечению средств на развитие, отмечает аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын. Более того, после IPO фирма получает публичный статус, который дает ей определенные привилегии в глазах кредиторов и клиентов, добавил эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев.
Назвать IPO самым быстрым способом привлечь средства невозможно, отмечают эксперты. Однако в некоторых случаях размещение ценных бумаг может быть крайне выгодно для акционеров, подчеркнул Делицын. Во-первых, привлеченные средства не надо возвращать. Во-вторых, в последние годы размещается, как правило, настолько небольшой пакет акций (5–15%), что контроль над компанией остается в руках тех же акционеров, что и раньше, поясняет аналитик.
Действительно за последние несколько лет рынок IPO стал доступен эмитентам с объемом размещения до одного миллиарда рублей, соглашается портфельный управляющий УК «Первая» София Кирсанова.
«У институционалов и физиков (80% оборотов) не осталось альтернативных рынков для инвестирования, поэтому интерес сосредоточен исключительно на отечественных историях. Поскольку количество компаний первого-второго эшелона ограничено, спрос уже переключился на эмитентов третьего эшелона и ниже, это видно и по динамике котировок. Эмитенты замечают, что интерес и спрос физиков довольно живой и активный, поэтому ждут хорошего спроса даже при маленьком объеме размещения», — поясняет она.
Кроме того, по словам Софии Кирсановой, в последнее время российские компании стали рассматривать публичное размещение для себя как элемент дополнительной мотивации для персонала, предлагая сотрудникам стать владельцами акций. Такая практика уже давно используется мировыми компаниями, в частности в IT-отрасли.
Готовность номер один
Конъюнктура сейчас позволяет проводить первичные размещения, однако о массовости говорить пока не приходится, отмечают опрошенные «Компанией» эксперты. Российский бизнес только начинает оживать после затишья 2022 года. Так что первопроходцам этого сезона IPO на российской бирже предстоит тестировать рынок, резюмировали они.
Судя по всему, проверка готовности рынка проходит успешно. Ранее в 2023 году свои бумаги на фондовом рынке разместила компания Genetico (работает в сфере медицинской генетики) и финтех-сервис CarMoney. По итогам IPO им удалось привлечь 178,8 и 950 млн рублей соответственно. В 2022-м в России было всего одно размещение — под конец года прошло IPO компании по аренде электросамокатов Whoosh. Тогда компании удалось привлечь 2,1 млрд рублей.
По оценкам старшего вице-президента, руководителя блока «Управление благосостоянием» Сбербанка Руслана Вестеровского, в перспективе 2023–2024 годов размещение бумаг на бирже могут провести 10–15 компаний. «Сейчас у рынка IPO в России есть возможность начать все с чистого листа и не только перераспределить капитал в экономику страны, но и заработать деньги для инвесторов и создать правильную культуру инвестиций», — резюмировал он.
Аналогичный прогноз по рынку IPO дали в ВТБ. По словам руководителя блока корпоративно-инвестиционного бизнеса ВТБ Виталия Сергейчука, в следующем году может состояться около 5–10 IPO средним размером 3–5 миллиардов рублей. Потенциально могут быть размещения объемом более 10 миллиардов. Банкир также отметил, что в целом эмитенты проявляют интерес к таким сделкам, добавив, что фокус нынешнего рынка направлен на потребительский сектор.
Кандидатов на IPO среди российских компаний довольно много. В их числе «ЕвроТранс», «Делимобиль», Mercury Retail Group, SOKOLOV, МТС Банк, «дочки» АФК «Система», облачный провайдер «Селектел», маркетплейс «Кифа» и другие.
Фото: pixabay
Марина Стрельникова
По материалам: “Компания”