ПК без изменений

Продажи ноутбуков Apple в России выросли на 20%

Вопреки прогнозам экспертов и участников рынка, в России выросли продажи ноутбуков ушедшего из страны бренда Apple. Об этом «Известия» узнали из отчета компании — партнера нескольких производителей электроники. В частности, в 2023 году продажи MacBook выросли более чем на 20%, а доля рынка «яблочной» продукции — на 1 п. п., до 6%. Причина в том, что ноутбук — в первую очередь рабочий инструмент, поэтому пользователи опасаются менять нужную для работы технику известных брендов, качество которой не вызывает сомнений, на продукцию неизвестных фирм, считают эксперты.

«Яблоко» не катится

Продукция компании Apple, прекратившей в 2022 году официальные поставки в РФ своей техники, осталась одним из лидеров российского рынка ноутбуков. Это произошло вопреки прогнозам участников рынка и экспертов. Более того, в 2023-м ее доля на российском рынке лэптопов даже выросла по сравнению с позапрошлым на 1 п. п., до 6%. «Известия» узнали это из отчета компании — партнера нескольких производителей электроники. При этом продажи MacBook Air и Pro увеличились в штуках более чем на 20%.

Эти данные подтвердил источник, близкий к одному из импортеров электроники.

В 2023 году в сети «М.Видео – Эльдорадо» ноутбуки Apple сохранили позиции по реализации, отметил ведущий менеджер товарной категории в департаменте «Компьютеры и планшеты» объединенного ритейлера Александр Афонин.

— На продажи позитивно повлияли восстановление ассортимента за счет налаживания собственных импортных операций, появление новинок, например, с чипом M3. Apple также традиционно имеет большую базу приверженных пользователей, которые при обновлении ноутбука в первую очередь рассматривают для покупки устройства именно этого же бренда, — сказал он «Известиям».

Доля продукции Apple выросла, так как ритейлерам удалось наладить логистические цепочки — за счет этого выросла конкуренция, и в конечном итоге потребитель получает более привлекательные цены, считает директор категории «Электроника» розничной сети МТС Нина Пластинина. При этом в 2023 году Apple выпустила новые модели Air 15 и ноутбуки на новых процессорах М3, что подстегнуло спрос на продукцию этого бренда, отмечает она.

— В 2023 году параллельный импорт заработал на полную катушку, при этом ноутбуки Apple (в отличие от смартфонов и часов этого производителя) никаких потерь в функционале не получили, — говорит коммерческий директор «Холодильник.ру» Алексей Погудалов. — Своих клиентов в сегменте ноутбуков производитель не потерял, а даже, наверное, приобрел новых.

В 2023 году доля продукции Apple на рынке ноутбуков выросла по отношению к 2022 году. Не отстают и другие известные бренды, ранее объявившие об уходе с российского рынка, сообщил представитель Wildberries. Например, доля MSI также увеличилась, благодаря тому, что они традиционно сильны в бюджетном сегменте игровых ноутбуков, добавил он.

— Даже после официального ухода Apple с нашего рынка у организации остался имидж производителя надежной и удобной в использовании техники с минимальным процентом брака. Пользователи привыкли к ноутбукам этого производителя, а новые модели регулярно поступают на рынок благодаря параллельному импорту, — отмечает руководитель направления Apple компании diHouse Любовь Морозова.

Дело в технике

Apple не единственный из ушедших из РФ вендоров, поставки техники которого по параллельному импорту в РФ растут. Например, в 2023 году продажи ноутбуков тайваньского Asus выросли на 21%, а его доля увеличилась с 13% в 2022 году до 14%. Это второе место в РФ по этому показателю. На первом месте китайская MSI c 15%, впрочем, к новым брендам этот производитель не относится, компания занимает заметное место на российском рынке уже много лет.

Из изученного «Известиями» отчета следует, что и другие транснациональные бренды ноутбуков, несмотря на прекращение официальных продаж в РФ, сохранили за собой топовые места. Так, рыночные доли Lenovo, Acer и HP сократились в 2–3,5 раза, составив 9, 6 и 5% соответственно. При этом доли китайских производителей, о которых российским покупателям ничего или почти ничего не было известно до 2022 года, неизмеримо ниже и, зачастую, не превышают 1%.

По оценке «М.Видео – Эльдорадо», штучные продажи ноутбуков на российском рынке в 2023 году выросли примерно на 10%, до 3,8 млн единиц.

— Драйверами прошлого года можно также назвать отложенный спрос и рост популярности производительных игровых моделей, которые актуальны и для решения творческих задач, — отметил представитель объединенного ритейлера. Он также говорит о росте спроса на модели с большой (от 15 дюймов) диагональю экрана, на тонкие и легкие ноутбуки и расширение ассортимента этих гаджетов.

Только несколько китайских брендов смогли заинтересовать покупателей, утверждает Нина Пластинина.

— Большинство производителей из КНР не могут конкурировать по цене, качеству и актуальности. Кроме того, в нашей стране нет дефицита ноутбуков, поэтому у покупателей всегда есть альтернатива в виде Asus, Apple и Acer, — сказала она.

В отличие от рынка смартфонов, рынок лэптопов в РФ китайским производителям захватить пока не удается, потому что отношение к смартфонам и ноутбукам у пользователей разное, полагает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков.

— Ноутбук — это в первую очередь рабочий инструмент, который меняют значительно реже, чем смартфон, его покупают на долгие годы. Даже игровой лэптоп за несколько сотен тысяч рублей для геймеров, по большому счету, тоже профессиональная платформа. А раз так, то пользователи тщательнее подходят к вопросам надежности, эргономики, производительности. В ведущих мировых брендах они не сомневаются, а вот производителям из КНР, только-только появившимся на рынке, еще надо доказать свое превосходство и актуальность, — отметил эксперт.

Также, по его словам, немаловажную роль играет желание использовать знакомый интерфейс ПК — в первую очередь это касается пользователей Apple.

В отличие от смартфонов, к выбору ноутбука подходят более консервативно, считают в Wildberries. В первую очередь это связано с тем, что потребители приобретают ноутбуки на более длительный период времени и привыкли к проверенным, давно известным брендам на российском рынке, рассказал представитель маркетплейса.

Ноутбук не автомобиль, он не так зависим от гарантий, сервиса, поставок запчастей, поэтому уход IT-вендоров из России не так критичен с точки зрения эксплуатации техники, купленной по параллельному импорту, отметил руководитель проекта Content-Review Сергей Половников. К примеру, нет никаких проблем с починкой MacBook Air.

— Из-за разрушения логистических цепочек в 2022 году наблюдался пик спада продаж ушедших брендов. Теперь поставки налажены по параллельному импорту, проблем нет, — утверждает он.

По мнению эксперта, российские бренды ноутбуков зачастую проигрывают продукции из недружественных стран, так как крайне мало внимания уделяют продвижению своей продукции, ознакомлению с нею потенциальных ее продавцов и покупателей. Что касается производителей из КНР, то они недооценили гибкость российской розницы: новые бренды решили, что смогут продавать свою продукцию по тем же ценам, что и ушедшие международные компании, отмечает Сергей Половников. Но в условиях, когда по параллельному импорту быстро наладились поставки более качественных и привычных пользователям лэптопов, эта стратегия не сработала, полагает эксперт.

Ноутбуки китайских производителей вышли на рынок РФ с ценами на уровне «старых» производителей, при этом ничего принципиально нового не привнесли, поэтому пока они особо не отбирают долю, говорит Алексей Погудалов из «Холодильник.ру». Но тенденция к уменьшению цен китайскими производителями уже наблюдается и, возможно, в этом году понемногу начнут занимать более высокое место, заключил он.

Валерий Кодачигов

Фото: pixabay

По материалам: “Известия”

Ранее

Опять амнистия

Далее

Глаз на алмаз

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru