Резиновые цены

В России подорожали премиальные летние шины

Средняя стоимость бюджетных моделей летних шин за год незначительно снизилась. А вот премиальная автомобильная резина стала дороже почти на треть. Эксперты объясняют это тем, что российские шинные заводы, в том числе и те, что прежде принадлежали иностранным компаниям, ориентированы прежде всего на дешевые покрышки. Подробности — в материале «Известий».

Что-то дешевле, что-то дороже

За прошедший год средние цены на автомобильные шины премиальных брендов выросли на 34,2%. Об этом свидетельствуют данные исследования рынка, проведенного специалистами Национального агентства промышленной информации (НАПИ). Если год назад средняя стоимость такой покрышки составляла 20,2 тыс. рублей, то теперь это уже 27,1 тыс. рублей, отмечают в НАПИ. Что касается моделей шин непремиального сегмента, то их стоимость практически не изменилась. Год назад они стоили в среднем 10,7 тыс. рублей, теперь же покупка такой покрышки обойдется даже на 100 рублей дешевле.

Такую разницу в ситуации с ценами на шины в зависимости от брендов генеральный директор агентства НАПИ Татьяна Арабаджи объясняет тем, что большая часть премиальных моделей покрышек сейчас импортируется в нашу страну. Причем рост цен на них в значительной степени вызван возросшими расходами на логистику, отмечает она.

— До 2022 года часть премиальных моделей шин выпускалась на российских заводах. Теперь, когда большинство зарубежных шинных производителей ушло с российского рынка, эти покрышки поступают к нам в страну по альтернативным каналам. Поэтому в конечной стоимости этих шин заметную долю занимают транспортные расходы, — рассказала «Известиям» Татьяна Арабаджи.

Что касается стабильной ситуации с ценами на автомобильную резину непремиальных брендов, то, по мнению генерального директора НАПИ, это связано с расширением ассортимента шин этого сегмента, представленных на нашем рынке в первую очередь за счет моделей китайских производителей, а также перезапуском производства шин на отечественных заводах, где прежде выпускались покрышки зарубежных брендов.

Аналогичной точки зрения придерживается эксперт, испытатель шин издания «Авторевю» Олег Растегаев. По его словам, сейчас в ряде случаев премиальные шины поставляются только под заказ. Это соответствующим образом сказывается на их итоговой стоимости, подчеркивает он.

— Прежде всего, это касается шин редких типоразмеров, которые не выпускаются в РФ и не импортируются из Китая или других дружественных стран. В этом случае поставщик закладывает в цену шин как транспортные расходы, так и зачастую весьма солидную собственную маржу, — рассказал он «Известиям».

Не тянуть с резиной

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в прошлом году российские предприятие выпустили 45,6 млн шин и камер к ним. Это на 10,2% меньше результатов 2022 года.

В прошлом году возобновилось производство покрышек под новыми брендами на ряде заводов, которые прежде принадлежали зарубежным концернам. Так, на бывшем заводе Nokian в Ленинградской области начался выпуск шин под брендом Ikon. Также было перезапущено предприятие Continental в Калужской области. В конце прошлой весны французский Michelin продал российские активы, в том числе и завод в Подмосковье, компании «Пауэр Интернэшнл-шины».

В конце февраля вице-премьер, министр промышленности и торговли Денис Мантуров провел совещание с представителями крупнейших предприятий российской шинной промышленности. На нем было отмечено, что в настоящее время в России работа.т 18 площадок по производству шин. Они, по данным Минпромторга, обеспечивают около 60% потребностей российского рынка, при этом его годовая емкость оценивается примерно в 76 млн штук в год. Участники совещания отметили, что сейчас российская шинная отрасль обеспечена всеми основными сырьевыми компонентами. Потребность в синтетических каучуках, необходимых для выпуска покрышек, полностью обеспечивается отечественными компаниями, а натуральные каучуки поставляются из дружественных стран.

С поставками всех видов каучука на российские шинные заводы проблем действительно нет, подтверждает Олег Растегаев. Однако для производства автомобильных покрышек необходимы также вулканизаторы, пластификаторы, различные присадки и добавки. Значительная часть этих компонентов по- прежнему закупается за рубежом, в том числе поставляется к нам через третьи страны, отмечает эксперт.

Их выпуск намечено освоить в нашей стране в рамках федерального проекта «Развитие производства новых материалов». Как отмечают в Минпромторге, департамент химической промышленности ведомства уже включил 40 сырьевых компонентов, необходимых для создания этой продукции. А в прошлом году в рамках НИОКР уже было поддержано пять проектов по созданию производства сырьевых компонентов шин на сумму 390 млн рублей.

Придется подождать

Создание таких производств — процесс не быстрый, он может затянуться на несколько лет, отмечает Олег Растегаев. При этом некоторые виды шинных компонентов в ряде случае целесообразнее закупать за рубежом, считает он.

— Есть важные добавки и присадки, доля которых в резиновой смеси для шины невелика. Речь может идти о 100–200 кг такого вещества, которые обеспечат работу завода в течение месяца. При таких небольших объемах запускать собственное производство таких добавок экономически нецелесообразно: они будут сильно дороже зарубежных аналогов, даже поставленных через нескольких посредников, — заявил «Известиям» Олег Растегаев.

Развивать собственное производство химических добавок, сырьевой базы и базовых полимеров в любом случае нужно, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Они могут быть использованы не только при изготовлении шин, но и для выпуска других полимерных материалов, необходимых для производства большого числа автомобильных компонентов, считает он.

— Российская химическая отрасль готова впускать эти полимеры и компоненты, а автосборочные предприятия готовы использовать полимерную продукцию, выпущенную в России. Но сейчас автозаводам выгоднее закупать ее в том же Китае, поскольку применение отечественных автокомпонентов из полимеров при сборке автомобиля сейчас оценивается в сравнительно небольшое число баллов (всего 635. — «Известия») по локализации, — заявил он «Известиям».

По мнению Бургазлиева, решить эту проблему можно пересмотром правил начисления «локализационных» баллов и увеличением их числа за использование российских полимеров и компонентов из них. Это повысит заинтересованность автозаводов в применении продукции отечественной химотрасли и позволит реализовать фактическую локализацию по данному направлению в достаточно короткие сроки, считает он.

Кирилл Сазонов

Фото: pixabay

По материалам: “Известия”

Ранее

Структурное изменение

Далее

15 лет ожидания

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru