Госдума окончательно отменила «интернет-рабство»

Жители многоэтажек смогут выбирать провайдеров на свой вкус и кошелек без оглядки на управдомов

Виртуальному крепостному праву пришел конец. Госдума в среду окончательно утвердила поправки в Жилищный кодекс и закон «О связи», известные как закон об отмене телеком-рабства. Управляющие компании потеряли настоящий клондайк. Теперь коммунальщики не смогут требовать с интернет-провайдеров плату за право входа в многоквартирный дом. А жильцы смогут выбирать оператора связи по собственному вкусу, не обращая внимания на «хотелки» управдомов.

Этот закон шел по нижней палате очень долго и с очень серьезным сопротивлением. «…С дискуссиями», – попытался максимально смягчить ситуацию Александр Хинштейн. Начать хотя бы с того, что для ликвидации телеком-рабства понадобились три поручения президента.

В первом чтении поправки были приняты еще в 2023 году и после этого внезапно зависли.

Отголоски кулуарной битвы проникли и в публичное поле. 26 марта Хинштейн презентовал коллегам обновленную версию поправок ко второму чтению. Чтобы было понятно абсолютно всем, он даже приготовил презентацию и вывел ее на экран. Но даже в максимально отполированном виде законопроект вызвал разногласия.

Так как времени после первого чтения прошло много, напомним, в чем суть поправок.

Новый закон позволит жителям многоквартирных домов заключать прямые индивидуальные договоры с интернет-компаниями. Как подчеркнул Хинштейн, в 70% домов сейчас работают один-два оператора. Как итог – монополизм, высокие цены и низкое качество услуг связи.

– По социологическим опросам абсолютное большинство жителей хотели бы сами выбирать оператора связи, а не того, кого им навязывают управляющие компании, – заявил Хинштейн.

Изменений ко второму чтению оказалось не много, но они важные. Например, в течение четырех месяцев с момента принятия закона кабмин должен будет выработать специальные требования к операторам связи. По сути это что-то вроде ГОСТа: никаких висящих проводов, чистота и порядок в подвалах, на чердаках и этажах, где расположено оборудование интернет-компании. Изначально планировалось, что у правительства на создание такого документа будет два месяца. Но чиновники взмолились: не успеем! Комитет Хинштейна сжалился и удвоил срок.

В течение года после утверждения свода правил операторы связи должны будут ликвидировать беспорядок: перевесить оборудование, проложить кабели аккуратно. Если интернет-фирма примет решение по новым правилам не работать и уйти из многоэтажки, она будет обязана убрать за собой все следы присутствия в доме.

У большинства думцев алгоритм вопросов не вызвал. Претензии возникли лишь у Галины Хованской (СРЗП). Сразу несколько пунктов законопроекта депутат подвергла резкой критике.

Например, она уверена, что желание одного собственника протянуть себе интернет нарушит права всех остальных собственников. Тот факт, что все МКД в крупных городах уже опутаны проводами, а на чердаках и в подвалах мигает оборудование как минимум одного провайдера, депутата почему-то не смущает.

Если копнуть глубже, глобально все недовольство противников сводится к одному: с новым законом провайдеры перестанут платить управляющим компаниям за доступ в дома.

Сейчас они платят, и много: до пяти тысяч рублей за каждый дом, отметил Хинштейн. И это притом что зачастую у одного оператора есть в одном доме два абонента, каждый из которых в месяц платит за интернет в среднем по 500 рублей. То есть за право заработать тысячу рублей в месяц провайдер отдает коммунальщиков в пять раз больше.

Управдомы ставят перед интернет-компаниями жесткие условия: не хотите платить – не пустим в дом. Перестанете платить, учините забастовку – «отключим газ», то есть опять же не пустим в дом. Как могут не пустить? Очень просто. По правилам антитеррора допуск в технические помещения МКД предоставляется ограниченному кругу лиц по спискам. Такие списки своих штатных сотрудников подают и операторы связи. Чердаки, подвалы – все помещения, где размещается оборудование связистов, – закрыты на замки. Ключи хранятся у управляющих компаний. А дальше – следите за руками. Не заплатили «оброк» – не получили ключи. Чем не крепостное право? Управдомы, разумеется, не называют это коррупцией.

– Платят они много, жалуются! А теперь, значит, будут бесплатно заходить и пользоваться общим имуществом в свое удовольствие! Мы согласиться с этим не можем! – воскликнула Хованская.

Александр Хинштейн был вынужден напомнить коллеге по палате, что бесплатный и равный доступ всех операторов в дома – это, вообще-то, не он лично и не его комитет придумал.

– Во-первых, кто это «мы»? Два комитета, отвечавших за этот законопроект (IT-комитет и комитет по ЖКХ. – Прим. “МК”), поддержали его. А во-вторых, у меня в руках перечень поручений президента. Я дословно цитирую поручение главы государства: «безвозмездность размещения в многоквартирных домах телекоммуникационного оборудования операторов связи, необходимого для обеспечения высокоскоростного доступа собственников жилья к информационно-телекоммуникационной сети Интернет». Поэтому, Галина Петровна и все остальные противники нашего закона, вы спорите не с нами. Вы спорите с президентом, – поставил шах и мат Хованской глава IT-комитета.

Третье чтение 27 марта получилось таким же жарким, как и второе. Сторонники обвиняли противников в лоббизме интересов управдомов. Противники сторонников обвиняли в лоббизме интересов провайдеров. Олег Леонов («Новые люди») выступил арбитром: он сам много лет отработал в телекоме, знает, что там творится, поэтому законопроект поддержит.

Все остались при своем: 54 голоса против, один не определился, 323 за. Пусть и без единства в рядах, но думцы все же освободили интернет.

Татьяна Антонова

Фото: Новые Ведомости

По материалам: “Московский комсомолец”

Ранее

Названы риски, связанные с намерением властей выровнять оклады бюджетников

Далее

Харьков готовят к обороне

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru