Подъемник в гору: качество как гарантия безопасности

Отечественная промышленность будет планомерно развивать производство канатных дорог. Это обеспечит российскую туротрасль не только качественными подъемниками, но и жестким контролем за их работой. Собственные разработки смогут обеспечить безопасность жизни и здоровья отдыхающих и исключить любую возможность ЧП

Как не упасть на скалы

Турция продолжает расследование серьезной аварии, произошедшей на канатном подъемнике горнолыжного курорта в Анталии. Одна из кабинок, оборвавшись, врезалась в столб и разорвалась, люди упали на скалы – погиб один человек, до 10 получили ранения, а еще 174 туриста застряли в воздухе – их снимали почти всю ночь.

В спасательной операции участвовало более 600 спасателей, 10 вертолетов, в том числе сотрудники турецкого агентства по чрезвычайным ситуациям Afad, береговой охраны, пожарных расчетов, горноспасательные команды.

Это трагическое происшествие в туристической отрасли, безусловно, не остается без внимания общественности. Главное, что волнует и курорты, и горнолыжников – почему это могло случиться? Министр юстиции Турции Йылмаз Тундж заявил, что несчастный случай произошел «из-за ненадлежащих и проржавевших креплений в местах соединения опор канатной дороги». В предварительных проверках уже было зафиксировано плохое состояние систем подвесов.

От подобных ситуаций защита только одна – во-первых, ставить качественное оборудование, а во-вторых, тщательно его обслуживать, вовремя менять запчасти, проводить контрольные проверки.

В России с точки зрения обеспечения горнолыжных курортов подобными сложными механизмами могут наступить трудности: европейские производители подъемников ушли с рынка и не смогут поставить нам новые дороги, а то, что работает сейчас, постепенно устаревает, скоро потребует замены.

Вопрос – чем заменить западные образцы канатных дорог. И сейчас его решают общими усилиями курорты, власть и производители подъемного оборудования. А еще – азиатские производители, которые полагают, что эта ниша в России просела, и они не против ее занять.

Стоит заметить, что китайская экспансия в России просто зашкаливает: Китай смело заходит на российский рынок, занимая освободившиеся ниши после ухода западных компаний. Самый яркий пример – безусловно, отрасль автопрома, но не только.

Китайские компании прощупывают почву и ищут самые эффективные, выгодные сферы. Таковой стал и туризм, который сегодня очень активно развивается в России. Курортам нужно обеспечить инфраструктуру, они ищут варианты, тут и включаются китайские производители. Например, компания BMHRI обсуждает варианты установки своих канатных дорог на курортах Иркутской, Челябинской областей, Приморского края, некоторых других регионов.  Хотя пока действующих китайских подъемников на российских склонах нет.

Вопрос безопасности – на первом месте

У некоторых экспертов есть опасение: а не несут ли китайские подъемники риски аварий, подобных случаю в Турции? Люди, которые едут отдыхать на курорт, точно не хотят попасть в такую страшную ситуацию. Возможно, туристам, пострадавшим в ЧП на турецком курорте, понадобится помощь психологов. Вот что рассказывает одна из тех, кого спасли с аварийной канатки, – жительница Стамбула Айсе Хатидже Полат: «Ночь была ужасной, мы были очень напуганы. С нами были дети, они потеряли сознание. Находиться там семь часов было пыткой. Она раскачивается каждую секунду, ты постоянно в страхе … Это было очень травмирующе, я не знаю, как мы переживем это».

Как замечают эксперты рынка, китайские канатные дороги все же не могут похвастаться высшим уровнем качества и безопасности. Например, этот момент поднимался и на форуме «Сила гор. Шерегеш», где обсуждались задачи по обеспечению российских курортов современными канатными дорогами. Как отметил председатель совета директоров Всесезонного курорта «Манжерок» Сбербанка Иван Морозов (он же входит и в рабочую группу Минэкономразвития по развитию горнолыжной индустрии), сегодня китайское оборудование является «технически устаревшим».

«Пассажирская канатная дорога, которая может эксплуатироваться и 50 лет, должна быть однозначно надежной и долговечной, но при этом соответствовать современным требованиям безопасности, которые год от года повышаются», – ранее отмечал председатель Технического комитета по стандартизации ТК 289 “Краны грузоподъемные и машины непрерывного транспорта” Георгий Плотников.

Он, вдобавок, напомнил, что в этом году Россия введет еще и собственные требования по безопасности к подъемным механизмам, даже более жесткие, чем нынешние (которые ориентируются на западные правила), так что китайские подъемники их даже не смогут пройти.

Китай споткнется на санкциях и пошлинах

Но в деятельности Китая на территории России появляются препоны. США продолжают усиливать давление на Китай в рамках своих вторичных санкций. Например, Штаты хотят сейчас убедить Нидерланды в том, чтобы их компания ASML прекратила обслуживать уже установленные в Китае машины по производству полупроводников. А подобные ограничения могут сделать невозможным производить в Китае передовые чипы.

Это лишь один из примеров, когда США пытается влиять на поведение Китая. Последствия могут быть неприятные. Во-первых, Китай может поддаться на прессинг и подчиниться воле Штатов, прекратив сотрудничать с Россией. Во-вторых, даже если этого не произойдет, китайские подъемники, которые тоже напичканы электроникой, могут в том числе остаться без запчастей. И оба варианта России невыгодны: они грозят тем, что китайские канатные дороги, если они будут установлены на российских курортах, могут в любой момент оказаться без сервиса, обслуживания и запчастей.

Точно такой же эффект может принести и повышение утилизационного сбора на автомобили внутри России: при этом вырастет цена и на обслуживание автомашин из Китая, а также на запчасти к ним. Становится понятно, что это касается любой сферы: при введении подобных пошлин и сборов могут подорожать и подъемные механизмы из Китая (те же канатные дороги), а значит, и запчасти, а возможно, и сама логистика.

При этом оперативное обеспечение такого очень сложного механизма сервисом и деталями крайне важно. Если в этом вопросе китайские производители и поставщики начнут спотыкаться и подводить российские курорты, то это в конце концов приведет к сбоям в работе всей горнолыжной сферы России.

И это еще один минус, мешающий России использовать китайские подъемники на своих курортах.

«Потребности рынка закроем на 20 лет вперед»

Недаром на том же форуме в Шерегеше было отмечено, что России сегодня стоит полагаться не на зарубежные поставки, а на развитие собственного производства – и в горнолыжном оборудовании в том числе. Вопрос импортозамещения в этой сфере становится острым.

Иван Морозов, например, заметил, что для всесезонного курорта Сбера «Манжерок» импортозамещение горнолыжного оборудования – одна из актуальных задач: сейчас здесь уже работает более 30 км современных трасс, но в перспективе, через годы, их будет уже более 225 км. Понятно, что их нужно чем-то оборудовать. А «Манжерок» хочет выбирать «только лучшее».

При этом в России 330 курортов, и таких активно развивающихся, как «Манжерок», становится все больше. Поэтому, конечно, решение приложить собственные силы для обеспечения туристической сферы своим оборудованием выглядит логично: потребности рынка большие.

Есть амбициозные планы у курорта «Гора Белая» в Свердловской области, одним из топовых курортов страны скоро станет и Шерегеш, Карелия уже заявила о строительстве собственного мега-курорта – во все эти проекты вкладываются миллиарды рублей.

Появится новый курорт «Турьев Хутор» в Сочинском регионе, новые трассы закладывают в Магаданской области, на Камчатке, Архыз тоже начал ударными темпами создавать условия для качественного горнолыжного катания.

А что же отечественный производитель? Готов ли он принять вызов? «На сегодняшний день российские производители имеют возможность закрыть внутрирыночные потребности в канатно-транспортных системах. Мы сегодня имеем возможности закрыть спрос российского рынка с перспективой на 20 лет вперед и обеспечить высокий уровень, не хуже европейского», – заявил радиостанции Бизнес ФМ Барнаул генеральный директор компании «РУСЛЕТ», заместитель председателя технического комитета по стандартизации Дмитрий Сидорович.

Он рассказал, что, например, «РУСЛЕТ» сейчас выпускает в год порядка 5 канатных дорог, такие подъемники уже стоят в Москве (фуникулер на Воробьевых горах), в Мурманской области (курорт «Большой Вудьявр»), появятся в Сочи на «Турьевом Хуторе» и на склонах Архыза в Карачаево-Черкессии.

Например, компания «ТверьКанатДор» (производственная площадка «РУСЛЕТ») разрабатывает канатные дороги с отцепляемым зажимом кресельного типа. Вся эта работа идет в рамках задач по локализации подобного производства – чтобы делать российские подъемные дороги полностью из собственных комплектующих.

«Рассчитываем, что коллеги из Минэкономразвития окажут необходимое содействие. Благодаря этому помимо загрузки производств будет решён вопрос с сервисным обслуживанием и расходными материалами для этого вида техники. Подчеркну, что по всем обозначенным направлениям нашим предприятиям нужны чёткие долгосрочные ориентиры по спросу. Только при таком условии они смогут наращивать мощности, повышать уровень локализации и добиваться технологического суверенитета», — подчеркивал ранее глава Минпромторга Денис Мантуров на совещании Координационного центра Правительства РФ, где обсуждался вопрос обеспечения туротрасли техникой и оборудованием.

И сейчас ведомство уже начало работать в направлении обеспечения горнолыжной отрасли отечественным оборудованием – в связке с курортами и производителями.

Лев Кондаков

Фото: Олег Злобин

РОССМИПРЕСС

Ранее

В Китае заявили, что не намерены ни с кем вступать в холодную войну

Далее

Прилетайте в гости: как живёт самый северный город Курил

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru