С этим вопросом мы обратились к старейшему работнику «десятой музы» Людмиле Александровне Кожиновой — киноведу, доценту ВГИКа, заместителю председателя правления гильдии киносценаристов Союза кинематографистов России.
Я отвечу на поставленный вопрос, опираясь на опыт работы студии «Слово», с которой сотрудничаю со дня ее рождения в 1986 году. Ее основали три человека: Валентин Черных, Эдуард Володарский и Валерий Фрид. Со временем единственным руководителем ее стал Валентин Константинович, фактически выполняя роль продюсера.
Сегодня эта профессия вышла в кинопроцессе на передний план. И не случайно. Именно продюсер (а не назначенный «сверху» начальник) отвечает за весь проект будущего фильма в целом. Именно он рискует и репутаций и финансами, подчас собственными. Он должен обладать талантом находить людей, имеющих деньги, и убеждать их потратить эти деньги на свой проект.
Еще продюсер должен обладать особым чутьем и смелостью. В свое время Валентин Черных проявил эти качества, выпустив фильм «Интердевочка» по известной повести писателя В. Кунина после того, как Ролан Быков отклонил этот проект и как всегда причина успеха в хорошей литературе, лежащей в основе сценария.
Очень важна для сценариста и продюсера личность крупного актера, для которого пишется сценарий. Такой стала для «Слова» фигура Евгения Матвеева, под которого писался сценарий трилогии «Любить по-русски». И этот проект был успешен.
Третий источник — социальный заказ. Достаточно назвать комедию «Закройщик из Торжка» — фильма на все времена с Ильинским в главной роли. А замысел фильма родился из заказа на рекламу лотереи.
После ухода Валентина Константиновича эстафета была подхвачена нынешним руководителем «Слова» — Петром Ануровым, реализовавшим проект «Духless» по роману Сергея Минаева, который вынашивался семь лет. Были трудности с финансированием, приходилось закладывать и собственные квартиры. Но риск оправдался — картина получила признание зрителей, премии. Сейчас снимается продолжение.
Есть у продюсера и свой минус. У него, как правило, нет времени следить ни за новинками литературы, ни за потоком заявок и сценариев. Ему нужна подсказка со стороны редактора. Человек этой профессии, просматривая море литературы, заявок и готовых сценариев, решает, подходит тот или иной замысел для студии, содержит ли он новое слово. Найдя же подходящий материал, он дает прочитать продюсеру 3–4 странички заявки со своими комментариями. Если продюсеру идея покажется интересной, то автору дается задание написать синопсис — краткое изложение всех эпизодов фильма. Если все хорошо, то редактор плотно работает с автором, подчас и не один год.
Кинодраматург является посредником между Жизнью и Кинематографом. Именно он живет в гуще народной жизни, откуда черпает идеи и образы, новые тенденции, конфликты и коллизии, происходящие в обществе. Он — первая инстанция, которая определяет, кому будет интересен будущий фильм: городской интеллигенции, крестьянам, сорокалетним женщинам или совсем молодым зрителям. В его душе резонируют чаяния соседей по дому, родственников, детей, знакомых. Постепенно у него складывается сюжет, образы и т.д. Свой замысел он должен соизмерять с интересами конкретной студии. А затем уже продюсер составляет проект. И начинается производство кинофильма.
В год снимается примерно 100 отечественных картин, но только 10–20 из них доходят до зрителя. Еще меньше — имеют успех. И это объясняется не только отсутствием таланта у авторов. Очень важно грамотно и умело провести достаточно затратный этап «постпродакшна».
Поэтому ответ на вопрос «как производить больше хороших фильмов»? — ответ один: нужны хорошие сценарии, хорошие режиссеры, хорошие редакторы, хорошие продюсеры, хорошие прокатчики. Другого пути нет.
Чем мешает добиться такого положения дел?
Нужны хорошие редакторы. Людей, имеющих соответствующее образование и квалификацию, становится все меньше. Эту уникальную профессию требуется срочно возрождать. Оставшиеся в строю кадры нужно нацелить, стимулируя всеми способами, на выращивание себе достойной смены. ВГИК мог бы посодействовать этому процессу, открыв аспирантуру для редакторов и т.д.
С прокатчиками также нужно работать, например, организовать учебу, создать что-то типа курсов повышения квалификации. Этим вопросом мог бы заняться соответствующий департамент Минкультуры.
У нас не так много по-настоящему состоявшихся продюсеров. Замечательно работают студии Федора Бондарчука, Вадима Абдрашитова, Владимира Меньшова, Бориса Токарева… Всего не более одного десятка. Другим студиям полезно было бы изучать их опыт.
Хороших сценариев становится все больше. Только что был проведен конкурс молодых кинодраматургов — «Сценарная премия «СЛОВО» им. Валентина Черных». Три сценария стали победителями, и их авторы получили небольшое денежное поощрение, что является стимулом для ребят и сигналом другим студиям, мол, есть хорошие сценарии, обратите на призеров свое внимание! Сегодня мы готовим второй конкурс, который пройдет в марте 2015 года.
Многое делает для продвижения молодых режиссеров и драматургов Молодежный центр Союза кинематографистов России, который провел уже три питчинга (публичное представление дебютных проектов). На них присутствуют не только влиятельные люди из кино, но и представители прессы, бизнеса. Компетентное жюри, поощряет лучшие замыслы дипломами, некоторые из них получают отклик в печати и небольшое финансирование на постановку. Обычно это короткий метр.
Но что обидно — даже снятые хорошие фильмы не имеют прокатной судьбы. Для молодых так важно иметь зрительскую аудиторию. У читателей вашей газеты (особенно из регионов) есть шанс принять участие в этом. Нужно лишь предоставить помещение для проведения такого выездного показа. А создатели нового кино готовы приехать и бесплатно показать свои фильмы. Уверена, что регионы получат (помимо удовольствия от просмотра талантливых кинокартин) право сказать, что на их земле делали первые шаги новые Рязановы, Гайдаи и Тарковские…
Записал Владимир КРАСОВСКИЙ