Названы новые лимиты
Депутаты хотят законодательно запретить переработки для россиян, а трудоголики готовы ишачить 24/7, если им будут за это доплачивать. Многие возмущаются инициативой парламентариев улучшить нам жизнь без нашего ведома, запрещая трудиться сверхурочно.
Мы выяснили, кто здесь прав.
В Госдуме предложили ограничить время ненормированной работы. Лимит должен составлять 120 часов в год, считает глава комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов. 120 часов – это 5 полноценных дней по 24 часа. Скажем прямо, не густо, если всего в году 250 рабочих дней официально по 8 часов.
Не очень понятно, как власти собираются это контролировать, ведь далеко не на всех работах контрольно-пропускная система, позволяющая точно учитывать рабочее время.
И главное, сами-то люди хотят работать меньше, отдыхать больше и на каких условиях?
Обычное дело
По данным опросов среди тех, кто зарабатывает от 100 тысяч рублей, большинство как раз и согласны трудиться дольше, чем прописано в контракте. Как минимум на треть времени.
Чаще всего сверхурочно приходится работать медикам, водителям, педагогам, курьерам, реже — операторам колл-центров и менеджерам по продажам. У журналистов и пиарщиков вообще гибкий график, предполагающий, что работодатели и клиенты могут им позвонить хоть в час ночи, хоть во время отпуска. Переработки здесь настолько обычное дело, что невозможно подсчитать точное время, которое на них тратится.
Мужчины перерабатывают чаще, чем женщины. Молодёжь соглашается на сверхурочные чаще, чем сотрудники в возрасте 40+. Об этом также свидетельствуют данные многочисленных опросов.
Бегут от переработок, как черт от ладана, те, кто получает зарплату ниже средней, женщины с несовершеннолетними детьми и работники тех сфер, где от количества времени, проведенного в праведном труде, оклад не зависит.
«Сегодня продолжительность «эпизодического» труда (не путать со сверхурочной работой) никак не ограничена, если работодатель установил ненормированный рабочий день. Единственный бонус в такой ситуации — парочка дополнительных дней отпуска. Считаем это несправедливым и не отвечающим интересам работников», — написал Нилов в своем ТГ.
Да, это так, в России культ переработок. С одной стороны, это очень удобно, если приедешь в ту же Европу в рождественские праздники, то все магазины закрыты, все закрыто, народ отдыхает. У нас же готовы без устали давать план и 1 января, и 8 марта. Хотя насколько это желание самих работников, а не владельцев бизнеса?
История первая: «Требовали работать ночами».
«У меня сын работает в IT-аудите. Переработки там — обычное дело. Помню, как-то он сел в девять утра и встал из-за компьютера только в девять вечера, не доделав огромный проект до конца», — поведала о проблеме москвичка Ольга Г.
Тут же, по ее словам, позвонила руководительница сына и стала требовать, чтобы он закончил проект немедленно. «Это никак не оплачивалось — он получал всего сорок тысяч рублей как стажер», — возмущается женщина.
По ее словам, сын в итоге ушел в другую компанию. Там тоже были переработки, но не 24/7. «За сверхурочные часы мало где доплачивают. Считается, что это в порядке вещей, зато, как говорили новичкам, бесплатно набираешься ценного опыта», — добавляет мать.
К сожалению, это правда, о чем свидетельствуют и карьерные коучи. Крупные консалтинговые компании, связанные с аудитом, предполагают определенное количество переработок. Но то, что считается нормой в бизнесе, отнюдь не является таковой в нормальной жизни. Люди потом ходят по психологам, пытаются понять, что же с ними не так, что их постоянно принуждают работать, и что с этим делать. В результате многие, кто посчитал, что нервы и здоровье дороже, и они не готовы зависеть от отчетного периода, уходили в смежные направления, например, финансовый менеджмент. Но, бывает, что люди настолько привыкают к такому ритму, что переделать себя уже не получается.
С точки зрения экспертов, рано или поздно человек должен признаться самому себе, что для него важнее — он сам или прибыль хозяина, и, если первое победит, искать новую сферу деятельности.
История вторая: «Не вкрутишь лампочку, поедешь на олимпиаду»
«Половину своего трудового стажа я провел в системе среднего образования. В наших школах переработки — это традиция, зачастую они тоже бесплатные, во имя некого абстрактного, но всеобщего блага», — рассказал свою историю педагог Роман К.
Он вспоминал, как в его школе однажды ждали большую комиссию. Надо было перелопатить тонны бумаг, скопившихся с предыдущей аттестации, разложить их по сотням папок, расставить красиво мебель в кабинетах, повесить новые шторы, обновить стенды в коридоре, починить сломанные замки, покрасить стены в туалете, вкрутить лампочки и т.д.
Этим всем, по словам собеседника, и занимались учителя вечерами и на выходных. И все равно, что в это время было с их собственными семьями и детьми. Надо, значит, надо.
«За отказ не увольняли, конечно. Но потом составляли максимально неудобное расписание, в воскресенье обязывали сопровождать старшеклассников на олимпиаду, «заворачивали» заявку на ремонт в кабинете (ваша очередь еще не подошла)», — перечисляет мужчина последствия проявления самовольства.
С его слов, бесплатные переработки в его учебном заведении в лучшем случае компенсировали днем к отпуску, так как отгулы посредине учебного года тоже не поощрялись.
Да, это так, в очень многих профессиях бесплатный труд подразумевается сам собой и следует понимать, что вряд ли одному человеку удастся переломить то, что существовало десятилетиями, подтверждают эксперты.
Третья история: «Вместо работы иду на массаж»
«Трудилась, в основном, в крупных оптовых компаниях или у производителей в сфере продаж. Я вкалывала днями и ночами, чтобы отдел выполнил план, но закончилось тем, что директор сказал: «что-то ты слишком много заработала», и просто приказал сократить премию. Больше всего повезло тем, кто никак себя не перегружал, потому что они получили столько же. Спасибо ему за опыт», — до сих пор не может забыть свое разочарование Елена В. из Москвы.
Но долго она, по ее словам, не горевала. И очень быстро нашла устраивающий ее выход. «С тех пор все мои переработки – это по сути более гибкий график. Если в выходной я сидела за отчетом, значит, во вторник пойду днем на массаж. И мне, если честно, плевать на то, что и кто про меня подумает. У нас дашь слабину один раз, прогибаться потом придется всю жизнь», — резонно рассуждает женщина.
Исходя из ее личного жизненного опыта, чаще всего лояльны к работникам и не допускают переработок или достойно их компенсируют крупные производственные компании, торговые конторы, а вот небольшие фирмы считают постоянные переработки с минимальной компенсацией или совсем без нее само собой разумеющимся.
История четвертая: «Лимонные инвестиции в будущее»
«Это нормально, когда молодых выжимают как лимоны при не самой большой зарплате. Они должны понимать, что закладывают инвестиции в свой опыт и в свое будущее. Что иногда ценнее денег», — высказал свою точку зрения Борис Н., владелец рекламной компании.
Он сказал, что никогда не держал человека, который работает исключительно «ради зарплаты» и не был готов поступиться своим временем ради будущего фирмы. «Исключение может быть сделано только для каких-то уникальных специалистов, которыми я готов дорожить, но, дойдя до такого уровня, люди обычно не жалеют своего времени, если им что-то интересно. Вот на таких работников лично мне денег не жалко», — добавил бизнесмен.
Может ли переработка быть чем-то большим, чем просто трата личного времени на чужого дядю?
Эксперты считают, что многие соискатели идут на должность, не зная, что от них конкретно ждут и сколько заставят платить за «счастье» трудиться в фирме.
Что выясняется уже постфактум и иногда к обоюдному разочарованию. «Вторая сторона медали — переработки требуются, когда целевое время используется неэффективно. Мы проводили эмпирическое исследование на эту тему и заметили, что количество отвлечений от поставленной задачи на личные сообщения, социальные сети крайне высокое — примерно каждые десять минут. Человек не может сконцентрироваться на поставленной перед ним задаче, так как его деятельность постоянно прерывается и он ничего не успевает в итоге», — рассказывает психолог Юрий Мурадян, эксперт по работе с командами.
Эксперимент показал, что таким образом час целевой деятельности разбился на полдня из-за постоянных перерывов. «В результате отвлечений каждый раз приходилось погружаться в задачу заново», — продолжает Мурадян.
Он резюмирует, что, прежде чем обижаться на переработки, работник должен договориться с работодателем о конечном результате своей деятельности, ее финансовой стоимости, а также оценить эффективность распределения времени.
Понятное дело, что работодателю в принципе все равно — как сотрудник себя чувствует, что у него со здоровьем, есть ли у него время и силы работать нон-стоп. Не хочешь пахать — пиши заявление.
И хотя Трудовой кодекс защищает россиян от подобных нарушений, коммерсанты имеют возможности настоять на своем. Что удивительно, наши люди в принципе и не против превращаться в рабочих лошадок, если это компенсируется финансово. Но стоит ли оно того?
Бесконечные переработки в 25 лет в 50 превращаются в ранние инфаркты, сахарный диабет, проблемы с сердцем и нервной системой.
Как говорится, больше всех в колхозе пахала лошадь, но председателем она не стала, а сдохла от перенапряжения.
Екатерина Сажнева
Фото: pixabay
По материалам: “Московский комсомолец”