Жигулевские крепкие

Вазовская «классика» вновь вышла на пик популярности

Августовские продажи подержанных автомобилей в России бьют рекорды — 560 тыс. машин, лучший результат за три года. Между тем всё больше покупателей отдают предпочтение не иномаркам, а старым «Жигулям». Какие машины пользуются спросом на вторичном рынке сейчас и что будет с их продажами дальше, разбирались «Известия».

Лучший август

В августе россияне приобрели 560 033 автомобиля с пробегом, что стало рекордным показателем за 34 месяца, то есть с ноября 2021 года, когда вторичный рынок достигал 573,8 тыс. единиц. Абсолютный же рекорд был зафиксирован в декабре 2014 года — 604,3 тыс. машин с пробегом.

— Если сравнивать объемы вторичного рынка только за август каждого года, то именно нынешний является наилучшим. Никогда в последний месяц лета жители нашей страны больше б/у машин не приобретали, — отмечают аналитики «Автостата».

Рынок теряет скорость

Между тем рост замедляется после заметного июльского всплеска. В августе продали только на 2,5% больше, чем в июле, и на 1,6% больше, чем в августе прошлого года. Если сравнивать прошедшие восемь месяцев этого и прошлого года, то рынок машин с пробегом вырос всего на 1%, до 3 млн 854,5 тыс. штук.

Пятерка самых популярных брендов остается неизменной. На первом месте с большим отрывом идет отечественная Lada — 136 271 единица за август. Это на 2,5% больше, чем в июле, и на 17,7% больше, чем в августе 2023 года.

На втором месте Toyota (57 тыс. штук), на третьем — Kia (33,3 тыс.). Четвертое место занимает Hyundai (31,6 тыс.), а пятое — Nissan (26,4 тыс.). Во второй пятерке брендов заметны изменения: VW, Chevrolet и Renault растут, Honda и Ford теряют позиции. В сравнении с июлем вся десятка бестселлеров показала рост, но если сравнивать с прошлогодним августом, то продажи некоторых марок заметно упали. Так, Toyota в минусе на 17,1%, Nissan — на 11,6%, Honda потеряла 6,7%, а Ford — 9,5%.

Без «Фокусов»

Российские автолюбители пересаживаются на старые «Лады». Если в августе прошлого года лидером вторичного рынка был Ford Focus, то сейчас тольяттинская классика — Lada-2107. Причем лидерство она держит уже седьмой месяц. В августе жители РФ приобрели 12,8 тыс. «семерок», что на 47% больше, чем в августе прошлого года, и на 7,1% больше, чем в июле этого.

В топ-10 также входят «Самара-2» (четвертое место и 10,7 тыс. штук), «Приора» (шестое место, 9,3 тыс.), классическая «Нива» ( восьмое место, 9,1 тыс. штук) и «Гранта» (10-е место, 8 тыс.). Спрос на «Нивы» заметно вырос — плюс 11,9% в сравнении с июлем этого года и плюс 13% в сравнении с августом 2023 года.

Ford Focus (10,4 тыс. штук) в сравнении с прошлым годом потерял 9,7% и опустился с первого места на пятое, Toyota Corolla в августе покинула пятерку бестселлеров — седьмое место и 9,2 тыс. машин (минус 9,9% к августу прошлого года).

Kia Rio (12 тыс. штук) и Hyundai Solaris (11,3 тыс.) — самые популярные иномарки с пробегом в прошлом месяце.

— «Фокусы» и «Короллы» уже достаточно старые: они уже либо нашли стабильного владельца, который будет ездить на них долгое время, либо физически исчезли с рынка. «Нив» и «семерок» просто очень много — поэтому они в лидерах, — рассказал «Известиям» партнер «Автостата» Игорь Моржаретто.

Пик продаж новых Ford Focus и Toyota Corolla в России приходился на 2012–2014 годы. С того периода рынок подержанных авто мало пополнялся этими моделями. Автомобили, что есть сейчас на рынке, имеют очень большой пробег и в основном находятся не в очень хорошем состоянии. Эти факторы влияют на продажи модели, рассказал «Известиям» заместитель генерального директора АГ «Авилон» по направлению автомобилей с пробегом Роман Титов.

Самые массовые и доступные

Lada/ВАЗ-2107 — самый распространенный автомобиль в России. Несмотря на то что производство «семерки» прекратили в 2012 году, в нашей стране по состоянию на июль 2024 года насчитывается 1 млн 470 тыс. этих седанов. Классическая «Нива», в свою очередь, почти достигла миллиона машин.

Рост спроса на старые модели АвтоВАЗа, вероятнее всего, связан с тем, что они считаются одними из наиболее доступных в России с точки зрения цены, предполагает управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк.

— Именно доступность делает такие модели привлекательными для определенной категории покупателей, особенно в условиях роста цен на новые и б/у иномарки. При этом Lada — простые и недорогие в обслуживании автомобили, а Lada 4×4 идеально подходят для эксплуатации в сложных дорожных условиях, за что и ценятся многими отечественными автомобилистами, — отметила Ирина Франк.

Что будет с продажами дальше

Китайские автомобили появятся в списке бестселлеров c пробегом не скоро, считают эксперты. Активно осваивать российский рынок марки из КНР начали в 2022 году. При этом старые «китайцы» не такие надежные и долговечные, как современные модели, особенно премиум-класса. Поэтому китайские машины начнут активно появляться на вторичном рынке через 2–3 года, считает Игорь Моржаретто.

— На рынке подержанных авто их еще слишком мало. Большое количество машин выйдет на вторичный рынок после окончания срока гарантии, а это значит — через 3–5 лет, — полагает Роман Титов.

Основной фактор рекордных продаж за август — рост цен на новые машины, который заставил покупателей рассматривать более доступные альтернативы, указывает Ирина Франк. Некоторое замедление роста, по ее мнению, стало следствием истощения запаса авто с пробегом по доступным ценам, а также снижения покупательской способности населения.

Будущее рынка подержанных автомобилей зависит от ряда факторов, включая состояние экономики, уровень доходов населения и динамику поставок новых машин. Если цены на новые автомобили будут подниматься, то рынок подержанных авто, вероятнее всего, будет расти дальше, считает Ирина Франк.

Рынок машин с пробегом станет расширяться, поскольку ожидается снижение спроса на новые автомобили в связи с их подорожанием на фоне роста утильсбора, уверен Игорь Моржаретто.

— Соответственно, те, кто не захочет или не сможет купить новую модель, пойдут на вторичный рынок, — отметил он.

Высокие продажи автомобилей с пробегом, во-первых, связаны с ожидаемым осенним увеличением цен на первичном рынке, во-вторых, с ростом основных валют в течение последнего месяца: курс доллара вырос почти на 6%, а евро — на 7,75%, считает Роман Титов.

— Мы ожидаем, что спрос на подержанные авто сохранится стабильно высоким в среднесрочной перспективе, — говорит Титов.

Цены на подержанные машины также будут расти, предупредили сервисы по продаже автомобилей с пробегом. Спрос на них увеличивается из-за резкого повышения стоимости на новые машины, связанного с планируемым увеличением утильсбора с 1 октября 2024 года. Увеличение средней стоимости автомобилей на вторичном рынке составит от 15 до 30%.

Евгений Багдасаров, Кирилл Сазонов

Фото: pixabay

По материалам: “Известия”

Ранее

Мой адрес — не дом

Далее

Невидимые подписки

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru