Мессенджеры предлагают ограничить
Можно, конечно, погрешить на катастрофическое невезение, но 80% разговоров с помощью звонков в WhatsApp или Telegram в моей жизни заканчиваются одинаково — после тщетных попыток всё-таки услышать голос звонящего и троекратного повторения междометий типа «А? А?! Что?» я сбрасываю вызов и со словами «Я ненавижу мессенджеры» перезваниваю собеседнику на обыкновенный мобильный телефон. Удивительно, но после этого беседа всегда идёт как по маслу, без сбоев, срывов и невнятного кваканья в трубке.
Звонки через мессенджеры, обыкновенные или с видео, всего за несколько лет превратились в неотъемлемую часть нашей жизни – настолько, что обычная сотовая связь уже воспринимается (не везде и не всеми, конечно) некоторым архаизмом. Однако и над этой культурой замаячила угроза исчезновения — или, как минимум, серьезных ограничений. Глава Роскомнадзора Андрей Липов на днях отметил, что существует техническая возможность разработать комплекс требований к иностранными мессенджерам с точки зрения пропуска звонков для защиты граждан от мошенников. Проще говоря, ограничивать и блокировать звонки через мессенджеры.
Как именно будет выглядеть ограничение на практике, пока неизвестно — вариантов тут множество: например, пользователь может сам «запретить» звонить ему через мессенджер (или оставить такую опцию только для сохраненных контактов), либо ограничение коснётся только звонков из-за границы. Правда, есть нюанс: обеспечить соответствующие возможности должен будет сам мессенджер – на уровне программных требований. Роскомнадзор сможет вводить временные запреты на все звонки через ту или иную платформу до выполнения этих требований. Если так, то фактически мессенджеры вернутся к своему первоначальному функционалу — в них можно будет переписываться, да и всё.
— Выполнить требования Роскомнадзора зарубежные мессенджеры не то что не захотят: скорее, им это будет очень затруднительно, — предполагает сотрудник юридической службы одного из телеком-операторов российской «большой тройки». – С 2022 года сотрудничество с российскими органами власти практически любого рода для глобальных платформ практически исключено под угрозой санкций. При этом прямой прибыли с российского рынка западные компании тоже нет: деньги от нас они вывести не могут из-за платежных ограничений. Дальше все зависит от позиции владельцев конкретных платформ: одни мессенджеры настроены более лояльно к российской аудитории, как Telegram, другие, как запрещенная в России корпорация Meta, соблюдают не только букву, но и дух санкций.
Одни мессенджеры могут занять «бескомпромиссную» позицию и отказаться ограничивать функционал в духе требований Роскомнадзора, по отношению к ним следует ожидать не только урезания функционала голосовых и видеозвонков, но и блокировки этих мессенджеров в целом, добавил эксперт. Другие могут либо согласиться на отключение голосового и видеотрафика в российских сетях, либо — но это потребует от них больших усилий и чревато обвинениями в «сотрудничестве» с Россией — выполнить требования РКН.
Дело в том, что сегодня значительное число мошеннических действий перенеслось в мессенджеры – и те самые «следователи», «офицеры полиции» и «сотрудники службы безопасности банков», которые обманом вытягивают из россиян колоссальные суммы, звонят именно через WhatsApp или Telegram, а не с помощью обычного телефона. Для них, мошенников, это чрезвычайно удобно, ведь главное преимущество звонков через мессенджеры — дешевизна: среднестатистический «пакет» мобильного интернета позволяет болтать хоть сутки напролёт, а уж Wi-Fi и подавно. При этом абсолютно неважно, где находится абонент.
Поэтому прежде всего (для нормальных людей, конечно) звонки через мессенджер заменили роуминг – который как раз жрал немерено денег! — и дали людям возможность без проблем оставаться на связи в поездках. Доберись до гостиницы с Wi-Fi – и разговаривай хоть целый час, в деталях пересказывая свои впечатления. Сюда-то и ударит потенциальный запрет в первую очередь — если возможные ограничения коснутся именно звонков из-за границы. Во-первых, он коснётся туристов, многие из которых покупают ради интернета местные сим-карты. Во-вторых, коснётся тех, кто перебрался за границу надолго или навсегда — и поддерживает связь с родными в России именно через мессенджеры. В-третьих… да мало ли, по какой причине человек может ждать звонка из-за границы!
— К сожалению для тех, кто использует мессенджеры для международных звонков, наиболее универсальная платформа, WhatsАpp, находится в группе наибольшего риска по блокировке, — добавил собеседник «МК». – Он принадлежит корпорации, которая заняла вполне определенную позицию по отношению к России, поэтому, скорее всего, не пойдет на диалог с нашими органами власти. Telegram платформа более конструктивна, но проблема здесь в том, что он входит в группу риска уже в западных странах. Поэтому общего, при этом полностью легального и «неподозрительного», мессенджера, который мог бы служить коммуникационной платформой для общения между людьми в России и за границей, может и не оказаться.
Если «угроза» РКН будет реализована, то в ход пойдет любимое развлечение россиян после 2022 года — поиски способов почесать правой рукой левое ухо. Возвращение к роумингу, например. Поиск наиболее оптимальных тарифов для звонков за границу. Необходимость переходить на другие мессенджеры — менее удобные, может быть, зато доступные. Что-нибудь да придумается.
В повседневной жизни подобные ограничения как раз не кажутся чем-то драматическим – скорее наоборот. Большинство тарифов сотовой связи сегодня таковы, что разориться на звонках среднестатистическому человеку невозможно. «Выгода» часто иллюзорна, а вот сбои связи, которые нередко дарит нам нестабильный интернет, более чем осязаемы. Ну а об опции видеозвонков, которые как раз и обрели нездоровую популярность благодаря мессенджерам, и говорить нечего. Наверное, каждый современный человек хоть раз становился свидетелем чужого звонка с видео — такого, когда слышишь ты абонентов по обе стороны смартфона — и поминаешь современные технологии незлым тихим словом.
Дарья Тюкова
Фото: pixabay
По материалам: “Московский комсомолец”