Нам параллельно

В РФ выросли продажи премиальных машин из ЕС и США

Несмотря на общемировое падение спроса на немецкие автомобили премиального класса, в России продажи таких машин, поставляемых в нашу страну по альтернативным каналам, заметно выросли. Также увеличился интерес к дорогим маркам из США и Японии. Отдельные бренды и модели даже превзошли результаты, показанные в досанкционный период. Какие автомобили из недружественных стран по-прежнему пользуются популярностью у потребителей в РФ, выяснили «Известия».

Падение и взлет

По итогам прошлого года мировые продажи «немецкой автомобильной тройки» сократились, сообщает «Авторевю». Так, BMW и Mercedes-Benz продали в 2024 году на 4% меньше машин, чем в 2023-м. У Аudi ситуация еще хуже: снижение продаж составило почти 12%. На этом фоне российские покупатели демонстрируют повышенный интерес к некоторым премиальным автомобильным брендам из Германии, других стран Евросоюза, а также США и Японии.

По данным агентства «Автостат-Инфо», в прошлом году россияне приобрели 11 755 новых автомобилей BMW, что на 30,3% больше, чем в 2023-м. Отметим, что в конце прошлого года руководство баварского автопроизводителя уволило сотрудников, которые были причастны к поставке партии всего из 100 автомобилей BMW в РФ.

У Mercedes-Benz прирост не столь заметный: всего 1,7% (6984 машины). При этом за минувший год россияне купили более 2 тыс. новых спорткаров и внедорожников Porsche (+15,6%). Спортивные кроссоверы и суперкары Lamborghini нашли в РФ 150 владельцев (+32,7%), продажи Rolls-Royce увеличились сразу на 74,7% (было продано полторы сотни машин британской марки). Land Rover и Bentley разошлись тиражом в 2336 и 175 машин соответственно (+12,8% и 19,9%).

Впрочем, у некоторых премиальных автобрендов из недружественных стран продажи машин в России снизились. Так, Jaguar за год «просел» на 30,9%, Cadillac — на 28,1%, а Audi на 13,4%. Тем не менее, в прошлом году россияне приобрели почти полсотни «Кадиллаков» и более 3600 «Ауди». Количество проданных «Ягуаров» не превысило и семи десятков.

Личный зачет

Как и три года назад, отечественные потребители люкса на колесах предпочитают кроссоверы и полноразмерные внедорожники. Так, самыми востребованными в РФ моделями BMW стали внедорожники X5 (почти 2700 штук) и X7 (чуть более двух тысяч). Среди «Мерседесов» хорошо шли GLS (1500 машин) и «Гелендвагены» (1300 машин). Среди «Кадиллаков» наибольшей популярностью пользовался Escalade (425 машин). Даже у Porsche больше половины проданных в прошлом году в России автомобилей — это кроссоверы Cayenne (1400 штук). У Toyota традиционно высоким спросом пользовались седаны Camry (5800 машин) и внедорожники Land Cruiser (2400 машин).

Санкции нипочем

Несмотря на санкции, в том числе и запрет импорта в нашу страну определенных автомобилей, некоторые модели показали буквально взрывной рост продаж. Например, полноразмерный американский пикап Dodge Ram в 2021 году разошелся в нашей стране тиражом в 422 штуки. А по итогам прошлого года было продано уже 1662 таких машины. Похожая картина и по другому «американцу»: продажи пикапов Ford F-series в 2021 году составили всего 55 единиц, а в 2024-м они выросли до 118 штук.

По мнению директора розничных продаж АГ «Авилон» Ильи Петрова, рост продаж Dodge Ram обусловлен популярностью мощных и быстрых автомобилей. Как правило, для покупателей Dodge Ram становится еще одной «игрушкой» в коллекции, отмечает он.

Более того, некоторые автомобильные марки (не только премиальные) в 2024 году показали лучший результат, чем 2021-м. Так бренд Honda, несмотря, на заявления о приостановке деятельности в России, в 2024-м продемонстрировала 100-процентный рост относительно предыдущего года. На учет встали 2733 автомобиля японской марки. Для сравнения, в 2021 году Honda продала только 1550 машин. Автомобили Ford в минувшем году нашли 396 российских покупателей, тогда как в 2021 году вместе с «серым» импортом было продано только 249 автомобилей. Причиной роста стал внедорожник Bronco — 131 штука.

«Лишние» представительства

Итоги продаж премиальных европейских, японских и американских автомобилей показывают, что представительства этих компаний в нашей стране, по сути, не особо и нужны, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его словам, модели ушедших брендов неплохо продаются в России, даже несмотря на отсутствие официальной маркетинговой поддержки.

— Люди готовы покупать и покупают эти машины, невзирая на отсутствие фирменной гарантии, определенные трудности с их сервисом и обслуживанием. Более того, покупатели даже готовы мириться с «серыми» и «черными» схемами ввоза и таможенного оформления, потенциально рискуя получить от фискальных органов требования о доплате пошлины, утильсбора или других обязательных платежей, — заявил он «Известиям».

Хочу «Мерседес»!

Премиальные автомобили всегда пользовались высоким спросом в России благодаря своему качеству, статусу и технологиям, считает управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк. По ее словам, спрос на знакомые бренды всегда будет оставаться на высоком уровне, даже несмотря на «нашествие» пока не столь известных китайских марок.

— Дело в привычках людей. Например, многие ходят на прием только к одному стоматологу или мастеру маникюра, поскольку чувствуют себя со знакомым специалистом более комфортно и уверенно. То же и с автобрендами: для многих привычнее ездить на Mercedes-Benz, чем на аналогичном Hongqi, — заявила Ирина Франк.

Чем престижнее и премиальные автомобиль, тем больше проявляется привязанность владельца к бренду, отмечает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

— Человек, который последние 15–20 лет ездил на Mercedes-Benz или Rolls-Royce, в следующей раз всё равно купит себе новый Mercedes-Benz или Rolls-Royce. Он привык к ним и ему не важно, стоит она 10 млн или уже 30 млн. В премиальном и люксовом сегменте автомобиль — это не просто машина. Это показатель статуса, которому необходимо соответствовать. Поэтому спрос на эти машины будет в России всегда, несмотря ни на что, — подчеркнул Игорь Моржаретто.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков также считает, что в этом классе автомобилей уровень цены не является определяющим фактором для покупателей. Кроме того, некоторым моделям просто нет альтернативы.

— Не существует китайской Ferrari или Lamborghini, они только итальянские. И если человек хочет именно эти спорткары, то он их купит, невзирая ни на какие санкции, сложности с логистикой и прочие факторы, — отметил Максим Кадаков.

Спрос на премиальные европейские и американские авто сохраняется, считает директор розничных продаж АГ «Авилон» Илья Петров. Есть категория консервативных покупателей, которые не хотят менять свои привычки относительно автомобильных брендов, несмотря на их значительное подорожание и сложности, связанные с альтернативным импортом, полагает он.

Китай пока только догоняет

Если в 2021 году российский премиум-сегмент возглавляли BMW (46 106 шт.), Mercedes (39 363 шт.) и Lexus (19 024 шт.), то по результатам 2024 года — это марки из КНР. Тройка лидеров выглядит следующим образом: Exeed (41 082 шт.), Tank (28 615 шт.) и Lixiang (23 347 шт.). Если первый показал в 2024 году небольшое снижение (минус 3%), то два других продемонстрировали значительный рост — на 118 и 395% соответственно. При этом следует отметить, что Lixiang не представлен в России официально. Китайцы проникли и в «тяжелый люкс»: по результатам прошлого года, на учет встал 161 супервнедорожник BYD Yangwang U8. Сейчас такие машины стоят 17,6–25 млн рублей.

По мнению Ирины Франк, мы будем ежегодно наблюдать увеличение доли «китайцев» в премиальном сегменте рынка. По крайней мере, в условиях отсутствия официальных представительств американских и европейских автопроизводителей в России. Однако полностью заместить премиальные модели из Европы или США, автомобили класса люкс из КНР не смогут, считает она.

— Всегда останутся приверженцы западных марок. Некоторые водители просто не сядут за руль автомобиля без шильдика BMW. И в этом нет ничего плохого: предпочтения и вкусы у всех разные, — отмечает эксперт.

Китайские премиальные автомобили пока не смогли полностью вытеснить европейских и американских конкурентов, однако экспансия китайских брендов продолжается, считает Илья Петров.

— Скорость вывода новинок китайскими автопроизводителями и их растущая технологичность впечатляют. Поэтому со временем число приверженцев традиционных европейских марок скорее всего будет сокращаться, — полагает он.

Кирилл Сазонов, Евгений Багдасаров

Фото: pixabay

По материалам: “Известия”

Ранее

Где используют одножильный медный кабель?

Далее

Game over

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru