Три года назад европейский бизнес подвел российский рынок, массово уйдя из России. Не без сложностей идет работа и с азиатскими партнерами. Из-за срывов платежей и поставок из Китая отечественные компании также несут потери. Ситуация лишний раз подтверждает важность экономического суверенитета: первое слово должно оставаться за российскими производителями.
Не там ищем
Торговые отношения России с Китаем сталкиваются со сложностями: США намерены и далее накладывать вторичные санкции на финансовые организации, которые обеспечивают сделки между этими двумя странами. Бизнес отмечает, что осуществлять закупки в КНР все труднее. Председатель комитета по работе с Китаем Ассоциации экспортёров и импортеров Андрей Коган отмечает, что за 2024 год российские предприниматели привыкли к тому, что теперь приходится «бегать из банка в банк», чтобы искать вариант проведения транзакций с Китаем.
В свою очередь, старший научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Ольга Валиева считает, что это может стать проблемой для региональной экономики России, и предприниматели вынуждены искать «новые лазейки».
В прошлом году на фоне санкционных угроз США сократился экспорт продукции из КНР в Россию, особенно это коснулось сферы машиностроения. Это чревато на фоне финансовых сложностей, есть еще и опасность срывов поставок.
Тем самым практика показывает, что попытка перестроиться с рельсов западного импорта на восточный – большого успеха не принесет. Более логичный и эффективный вариант – смотреть на свой, отечественный рынок, изучать возможности собственной промышленности. Надежды же на зарубежную продукцию ставят отечественный бизнес не только в положение просителя, но и приводят к финансовым потерям. Для некоторых сфер экономики это может быть грозить и вовсе провалами. Например, туристическая отрасль России была вынуждена срочно искать замену европейским партнерам-производителям оборудования, в частности, канатных подъемников. Некоторые курорты рискнули пойти по пути «поворота на Восток», но пока реальный опыт показывает, что такой ход рискован. Например, курорт «Арсеньев» в Приморском крае в итоге пропустил нынешний горнолыжный сезон: купленная им китайская канатная дорога (ее изготовитель и поставщик – компания BMHRI) так и не была запущена. Причина — срыв проведения платежей, как раз именно из-за американских санкций в отношении КНР. На фоне этой неприятности обнаружились и другие: китайский производитель также затянул процесс поставки самого оборудования.
Проблемное партнерство
В итоге выбор китайского поставщика вылился в немалые проблемы для курорта. На предложения из КНР посматривают и другие: например, продукцией BMHRI интересовались краснодарский инвестиционно-строительный холдинг «САМСОН» и власти Новгородской области. Но пример «Арсеньева» показал, что прежде, чем рисковать, следует взвесить ситуацию. Ведь сделав ставку только на низкую цену китайского оборудования, можно в итоге оказаться еще и в минусе. «Арсеньеву» пришлось столкнуться еще и с претензиями местных властей – за тот же срыв сроков, что может ударить по имиджу курорта. К тому же если уже сейчас, на момент еще даже не введенной в эксплуатацию канатной дороги, китайский партнер начинает подводить курорт, не способен обеспечить оперативность, соблюдение сроков, необходимый сервис, то что же ждать потом, когда канатный подъемник заработает, а курорт не должен попадать в ситуации простоя?
«Арсеньеву» придется доводить дело до конца, добиваясь от Китая осуществления проводки платежей и поставки недостающих механизмов и комплектующих, чтобы наконец запустить подъемник. Ну, а других, возможно, случившееся предостережет от рискованного решения. На фоне имеющихся отечественных решений в области производства современных канатных дорог и при этом развивающейся господдержки желание закупаться у Китая выглядит по меньшей мере странно. Стоит заметить, что тот же строительный холдинг «САМСОН» даже выезжал на завод китайского производителя.
Однако, возможно, стоит прислушиваться к опыту других. Например, производители кранового подъемного оборудования тоже ездили на китайские предприятия, но, посмотрев на их работу, воздержались от договорных отношений. «В Китае мы были на заводах: да, ярко, красиво, но не очень верится в качество и надежность. Для меня партнерство с Китаем, возможно, уже имеет ментальный барьер: есть негативные детали в работе с Китаем», – рассказывает Евгений Хрыкин, исполнительный директор ООО «Ай Си Эс» (компания «Индустриальные крановые системы»).
«Отечественные решения эффективнее зарубежных»
Приятно отметить, что в настоящее время российские власти взяли прочный курс на усиление технологического суверенитета. Казалось бы, изменения на политической арене мира могут дать России возможность снова открыть двери для зарубежного бизнеса и насытить рынок импортной продукцией, как раньше. Но это уже не интересно. Выступая на Форуме будущих технологий, Президент России Владимир Путин заметил, что к возможному возвращению западных компаний надо относиться внимательно, важно не потерять уже приобретенный российским рынком потенциал развития: «Внешние проблемы, санкции, при всех вызовах и сложностях для нас сыграли важную стимулирующую роль. Российские компании теперь все чаще обращаются к нашим ученым и такую помощь получают. Причем отечественные решения часто оказываются эффективнее зарубежных».
Владимир Путин дал правительству РФ указание: отечественные предприятия должны сохранить полученные преференции. Глава государства убежден, что российские производители способны выдавать на рынок вполне конкурентоспособную продукцию. Тем самым, нет смысла менять ее на импортные аналоги. Тем более если они, по сути, как бывает с китайскими предложениями, являются суррогатами, «повторами» уже известных европейских разработок. Сегодня и Европа, и Азия могут оставаться для России партнерами, но не должны заполнять собой внутренний российский рынок, отнимая у российского бизнеса возможности собственного развития.
Такая защита своей экономики поможет России еще и обеспечить качество, и это касается разных секторов. Скажем, те же пассажирские канатные дороги приходят из Китая в Россию, не имея подтвержденного прохождения сертификации по безопасности, а это создает дополнительные риски. Отечественная же подъемная продукция соответствует всем существующим стандартам качества и надежности, успешно пройдет и ожидаемые новые требования, поскольку они основываются на уже знакомых европейских стандартах качества.
«То, что Россия на высшем уровне принимает решение об осторожном возвращении Европы на наш рынок, — ситуация не неожиданная, — отмечает экономист, руководитель направления «Экономика и финансы» Института современного развития Никита Масленников. — Ведь с точки зрения поддержки национальной промышленности наша позиция не меняется: в России уже есть восемь нацпроектов экономического суверенитета, еще один появится в ближайшие недели. Мы выйдем на рубежи технологического прогресса, которые доминируют в мире. Тем самым для России поддержка собственной промышленности — это структурная перестройка экономики. Мы всегда говорили, что надо ее делать более комплексной, сложной, диверсифицированной».
Как отмечает эксперт, приходящему в Россию иностранному бизнесу нужно ставить определенные условия: «Об этом уже не раз говорили и глава государства Владимир Путин и первый зампред правительства РФ Денис Мантуров. Если зарубежные компании хотят прийти на наш рынок, пожалуйста, но конкурируйте на общих основаниях. Никакой специальной поддержки вам не будет. Если компания предлагает технологии, которых у нас нет, то она еще может получить определенные льготы, но если такого нет — извольте работать по общим правилам. Нашей промышленности такой подход поможет подтягиваться и двигаться вперед». И это касается любого бизнеса, из какой бы страны или части света он не приходил в Россию.
В целом ажиотаж, который сейчас возник в отношении возвращения в Россию западного бизнеса, пока не слишком оправдан, нет условий возвращения, считает экономист: надо снижать санкционное давление на Россию, тогда да, это возвращение будет оправданным.
«А пока, и это в целом касается прихода в Россию зарубежных компаний, нам нужно исходить из собственных приоритетов, – убежден Никита Масленников. — Надо двигаться по той повестке, которую мы себе определили».
Андрей Виноградов