Депутаты хотят вернуть в учебную программу уроки политинформации
Депутаты Госдумы предлагают вернуть в учебную программу уроки политинформации, а также ввести в средних и старших классах обязательную военную подготовку. Именно с такими инициативами парламентарии намерены выйти уже этой осенью. По мнению авторов законопроектов, эти инициативы позволят активнее пропагандировать патриотизм среди подрастающего поколения. Однако эксперты настроены скептически и предупреждают: подростки не любят, когда их принуждают к чему-либо.
Гимн на переменах
О том, что депутаты КПРФ готовят законопроект о возвращении в школьную программу урока политинформации, написала сегодня «Независимая газета». Коммунисты предлагают не только преподавать эту дисциплину несколько раз в неделю, но и ввести ее в экзаменационный список.
В КПРФ уверены, что школьники должны выступать перед своими товарищами с докладами о политической ситуации в стране, обсуждать с учителями вопросы патриотического характера. Как поясняет «НГ» глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев, одним обсуждением обойтись нельзя – в классах, школах должна обязательно присутствовать «патриотическая» атрибутика: стены учебных классов, по его словам, должны украсить символика страны, различные памятки с историческими датами и громкими именами, а на переменах – зазвучать российский гимн. По словам Соловьева, нужно возрождать и молодежно-патриотические организации вроде пионерлагерей. «В законопроекте мы предусмотрели для школьников практику, – продолжает собеседник «НГ». – В свободное от занятий время они могли бы заботиться об одиноких пенсионерах, пожилых учителях и ветеранах».
Как отмечает издание, единороссы, одобрив инициативу коллег по нижней палате, внесли в нее свои коррективы. По словам Олега Савченко («ЕР»), депутаты от партии власти проводят регулярные беседы со школьниками на патриотические темы. «Теперь нужно обязать местных депутатов ежемесячно посещать школы и обсуждать с детьми наиболее острые политические темы», – заявил он в разговоре с «НГ». Любовь к родине, считает депутат, нужно прививать и поездками по историческим местам. Поэтому в его законопроекте предусмотрены обязательные экскурсии школьников по таким сакральным местам, как Мамаев курган или Брестская крепость и т.д. Часть затрат на них, говорится в документе, должен оплачивать муниципальный бюджет.
Кроме того, депутат предлагает предусмотреть в школах два новых факультативных занятия. «На первом школьникам должны транслировать советские фильмы: документальные либо художественные, но близкие к историческим фактам», – говорит Савченко. Второй предмет, по его мнению, полезен для трудных подростков, он будет посвящен основам семейных ценностей.
Учеников – к оружию
ЛДПР осенью также внесет в Госдуму «патриотический» законопроект – о преподавании ученикам средних и старших классов военно-патриотического воспитания. Обращаться с оружием, говорят в партии, нужно уметь еще со школьной скамьи. На уроке школьников научат разбирать и собирать оружие, стрелять из него. Худяков уверен, что таким образом можно решить и актуальную на сегодняшний день проблему уклонистов от Российской армии. «Военная подготовка для школьников была при СССР, и это действительно мотивировало их вставать на защиту родины». «Каждый россиянин – взрослый или маленький – должен уметь владеть оружием, – считает Роман Худяков из ЛДПР. – Если будет военная агрессия против России, любой человек должен стоять на страже своей родины». Девочек на этом уроке, по его словам, будут учить оказывать первую медицинскую помощь. Эксперт подчеркнул, что в Министерстве обороны положительно откликнулись на инициативу либералов.
Депутат-эсэр Михаил Емельянов, в свою очередь, уверен, что патриотизму невозможно обучить – человек либо любит свою страну, либо нет. По его словам, такие предметы, как история и литература, априори должны воспитывать в человеке патриота. Но вопрос в другом – как их сегодня преподают? Полюбить свою страну вначале должны преподаватели, депутат даже предлагает обязать их это сделать на законодательном уровне. В начале сентября нижняя палата рассмотрит законопроект СР, который приравнивает учителей в плане социальных льгот и выплат к госслужащим. «Если учитель материально обеспечен и верит в свою страну, то он может воспитывать в этой вере и молодое поколение. А если он сидит на минимальной зарплате и обижается на власть, какое там может быть патриотическое воспитание?» – говорит Емельянов.
Единая точка зрения
Сопредседатель РПР–ПАРНАС Борис Немцов также раскритиковал инициативу коллег. Он утверждает, что школьникам на уроках политинформации будут внушать одну точку зрения – кремлевскую. По словам Немцова, дети верят в то, что им говорят, и депутаты решили этим воспользоваться.
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин утверждает, что «депутаты ушли в детство»: «Это, на мой взгляд, большое желание вернуть эпоху, где были игра «Зарница», пионерлагеря, политинформация. Но человеческая память всегда старается сохранять хорошие воспоминания. Зато о настоящих результатах этой патриотической пропаганды в СССР они, по-видимому, забыли», приводит слова эксперта «НГ». Макаркин напоминает, что к урокам политинформации советские ученики относились несерьезно: одни смеялись над ними, другие пропускали их мимо ушей. В результате, продолжает Макаркин, обучение превратилось в формальность. Собеседник «НГ» уверен, что в юном возрасте мало кого заинтересует, например, речь политика либо события в Никарагуа. Притом, продолжает он, политинформации должны были транслировать только официальную точку зрения: «Не было возможности ее оспорить, а высказать свою точку зрения считалось нецелесообразным».
Арсений СПИРИДОНОВ
Фото: rusmir.in.ua