О чем говорил с Путиным глава саудовской разведки?
31 июля в московском аэропорту «Внуково» приземлился «Боинг», на борту которого находился один из самых опасных и могущественных людей в мире – глава внешней разведки Саудовской Аравии, принц Бандар бин Султан. По мнению обозревателя сайта forum.msk.org, принц Бандар встретился с президентом Путиным и передал ему приглашение «сильного человека Египта», министра обороны генерала Абдель-Фаттаха аль-Сиси отложить визит в Иран для того, чтобы срочно вылететь в Египет и провести переговоры с египетскими военными о продаже крупной партии российского оружия этой стране.
На официальном сайте российского президента сообщается, что встреча российского президента с саудовским принцем действительно состоялась, и что на ней обсуждались проблемы Ближнего Востока и Северной Африки. А Египет, как мы знаем, именно в Северной Африке и расположен.
Принц Бандар, глава «Мухабарат Аль-Аммах» (внешняя разведка королевства), на сегодняшний день, возможно, самая сильная фигура Саудовской Аравии. Соперничать с ним за звание серого кардинала может лишь создатель саудовской разведки принц Турки аль Фейсал, создавший также и «Аль-Каиду». За 11 дней до взрывов 11 сентября принц Турки внезапно ушел со своего поста. Ряд экспертов не исключают, что он имел самое непосредственное отношение к этому эпохальному теракту. Мы говорим об этом, чтобы подчеркнуть, какие возможности открывает пост руководителя внешней разведки Саудовской Аравии.
Принц Бандар руководил саудовской разведкой давно. Но летом 2009 года был внезапно арестован и в наручниках выведен из своего кабинета. Ему вменили попытку организации государственного переворота и смены политического курса на более уравновешенный по сравнению с нынешним однозначно проамериканским. В июле прошлого года Бандара вернули на прежнюю должность. И почти сразу же на него было совершено покушение. Принц остался жив, а погиб его заместитель – полковник Машаль аль-Карни.
Король Абдалла назначил «железного» Бандара еще и руководителем Совета Безопасности. Это означает, что тот сосредоточил в своих руках огромную власть. И прежде всего – информационную. Дело в том, что США не располагают серьезной агентурной базой в Сирии, где идет ожесточенная гражданская война. Их информаторы – полевые командиры «повстанцев», неспособные к анализу и стратегированию объективных данных о ситуации в стране. А Бандар, много лет занимавшийся вербовкой выходцев с Северного Кавказа, живших в арабских странах, и формированием из них своих собственных боевых групп, вменял им в обязанность не только военные и диверсионные действия, но и не в последнюю очередь четкое и адекватное информирование о ситуации в Сирии и других странах, охваченных «арабской весной».
Принц Бандар учился в США, где завязал тесные дружеские связи с американской элитой, в первую очередь нефтяной, а также с семейством Бушей. Ему даже дали прозвище Бандар-Буш. Буш –младший зовет его ласково – «братишка». Бандар – друг Бушей и республиканского крыла в американском истеблишменте. Но – не Обамы и не демократов. Возможно это может объяснить мотивы прошлогоднего покушения на него.
Бандар еще совсем недавно был горячим сторонником свержения президента Сирии Асада и организатором иностранной интервенции в эту страну. Но он также давно понял, изучив нравы американцев, что через некоторое время они начнут валить не только египетских, тунисских и сирийских правителей, но доберутся и до тишайшего саудовского королевства, имея в качестве стратегической сверхзадачи тотальную дестабилизацию и хаотизацию всего исламского мира.
И скорее всего он много говорил на эту тему с принцем Турки аль Фейсалом, основателем саудовской разведки. Турки крайне близок к недавно избранному новому наследнику саудовского престола принцу Салману, и его видят в качестве реального правителя королевства, когда король Абдалла, тяжело больной престарелый монарх, уйдет от власти. Вероятно оба разведчика смогли убедить короля начать отход от чисто проамериканской внешней политики, ведущей страну к гибели.
И вот Бандар летит в Москву на переговоры с президентом Путиным. Один раз он уже прилетал для таких переговоров – осенью 2002 года. Чтобы не допустить этого, был организован теракт «Норд-Ост». На этот раз переговоры прошли успешно и нештатных ситуаций не возникло. Возможно это было обеспечено в ходе майского визита еще одного саудовского принца – Абдулазиза бин Турки бин Талала Аль Сауди, родственника не только Турки Аль Фейсала, но и принца Бандара.
Так о чем же говорили Бандар и Путин? Их встреча была настолько засекречена, что даже совместных фотографий на президентском сайте не появилось.
В России по заказу Саудовской Аравии ведутся разработки новейших систем противотанковых гранатометов. Но эта тема не может стать поводом для экстренного визита в Москву принца Бандара.
Сирия и Египет – вот о чем они говорили. Других тем просто нет. И конечно же, – стабильность самого Саудовского королевства. Если Сирия падет, а в Египте вернутся к власти сторонники свергнутого военными президента Мурси, то саудовским властителям пора паковать чемоданы. И на их улицу придет революционный «праздник». Похоже эту немудреную истину поняли, наконец, все саудовские кланы. И принц Бандар был уполномочен донести до российского лидера этот важнейший геополитический факт.
Если наши рассуждения верны, то геополитическая картина Ближнего Востока и Северной Африки в ближайшее время радикально изменится.
Похоже, что это поняли и американцы. В США объявлено о резком увеличении активности «Аль-Каиды» и возможности масштабных терактов.
Тем больше у них поводов начать вести себя разумно, не уподобляясь слону в посудной лавке, как недавно охарактеризовал действия Запада наш премьер Медведев.
Интересно, что через день после того, как принц Бандар вернулся в родные пески, в печати появились «утечки», что предложил он Владимиру Путину банальный размен – крупные контракты на поставки вооружений и много прочей политической «халвы» в обмен на сдачу Сирии. Не думаю, что «железный» принц столь примитивен. Подождем дальнейшего развития событий.
Владимир Прохватилов,
президент Фонда реальной политики (Realpolitik),
эксперт Академии военных наук
Фото: rbc.ru