100 лет назад чешский писатель-сатирик Ярослав Гашек был мобилизован в армию для участия в первой мировой войне.
К тому времени Гашек был уже достаточно известен: в пражском журнале «Карикатуры» публиковались его рассказы и юморески. Одно из произведений – «Поход Швейка против Италии» – чуть позже дало толчок созданию цикла повествований об «идиоте в воинской части». Популярнейший и сегодня роман «Похождения бравого солдата Швейка» переведен на многие языки. Показательно, что его первое издание одновременно появилось и на родине, и в Англии, Франции, Америке…
Львовщина – единственный регион в мире, где было три памятника Швейку, а теперь установлен и четвертый. Гости города непременно приходят полюбоваться его скульптурным изображением возле входа в «Венскую кофейню». В 700 – килограммовой бронзовой фигуре, вальяжно устроившейся на стуле с пивной кружкой в левой руке и неизменной трубкой в правой, все сразу узнают простодушного и хитроватого главного персонажа романа Гашека.
Приметен Швейк и возле Львовской мэрии. К этому старинному зданию он, по замыслу архитекторов, приехал на громоздком стародавнем велосипеде образца начала прошлого века, чтобы засвидетельствовать (по его книжному признанию) свое «идиотское почтение».
…Когда Ярослава Гашека отправили на фронт, то он заявил друзьям о желании поскорее сдаться в плен русским. Его недолгий солдатский период проходил в Галиции – составной части тогдашней Австро-Венгерской империи. Во Львове он побывал дважды – по пути на передовую и после освобождения из …австрийского плена. Угодил он в него по нелепой, как часто бывало с ним, случайности – переоделся в теплую форму русского солдата, сбежавшего из эшелона военнопленных, и был принят своими за неприятельского шпиона.
События той поры развивались так, что Гашеку практически не приходилось прибегать к вымыслу. Все, что происходило с ним и вокруг него, позволяло без гипербол обнажать пороки и язвы разваливавшейся Габсбургской империи, выставлять на читательский суд целый паноптикум аристократических выродков, тупоголовых солдафонов, продажных политиканов.
Документально подтверждено, что Ярослав Гашек служил ординарцем командира 11-й маршевой роты в 91-м пехотном полку, как и герой его романа Швейк, что майор Венцель, поручик Лукаш, капитаны Сагнер и Адамичек, кадет Биглер, фельдфебель Ванек и многие другие литературные персонажи – реальные прототипы, а не придуманные собирательные образы.
В «Похождениях бравого солдата Швейка» упоминается немало населенных пунктов Галиции. Хотя Ярослав Гашек пользовался австрийской географической картой и потому употреблял названия по-немецки, они понятны всему местному населению: Лемберг – Львов, Золтанец – Жовтанцы и т. д. Более того – писатель настолько подробно рассказывал о вокзалах, церквах, школах, поместьях, где размещались штабы или были постояльцами солдаты, что и сейчас можно безошибочно пройти по всему маршруту, проделанному Гашеком – Швейком в Галиции.
Кстати, своим возрождением «Венская кофейня» тоже обязана именно Ярославу Гашеку, который был очень охоч до пива и более крепких напитков, закономерно наделив такими пристрастиями и Йозефа Швейка. 100 лет назад, когда во Львове бывали Гашек и герой его романа, в старинном здании находилось питейное заведение с этим же названием. Затем здесь долгие годы размещались различные учреждения, пока все не вернулось на круги своя.
Бронзовый Швейк, встречающий теперь посетителей у входа в кофейню, уникален и притягателен для жителей и гостей города. Как известно, роман об этом бравом солдате – самое популярное и распространенное в мире произведение чешского писателя. Поэтому туристы с его родины бывают во Львове особенно часто. Приезжал сюда и внук Ярослава Гашека Рихард Гашек, бывший офицер Чехословацкой народной армии. Вот уже много лет он безуспешно хлопочет об установлении памятника в Праге, не скрывая обиды за то, что ни прежние, ни нынешние власти не удосужились увековечить память величайшего чешского писателя ХХ века.
Многие вроде бы анекдотические, а по сути реальные события происходили в селе Фельштине (ныне Скеливка) Старосамборского района. Старожилы передают из поколения в поколение удивительные истории, связанные со Швейком. Поэтому закономерно, что этот населенный пункт обогатился еще одной неординарной достопримечательностью. Львовский скульптор Андрей Дацько изваял трехметрового Швейка в курьезной позе – одной рукой он отдает честь, а другой чешет себя … пониже поясницы. На постаменте надпись: «Здесь, в бывшем Фельштине, бравый солдат Йозеф Швейк волей чешского писателя Ярослава Гашека попал в плен к своим».
Средства на сооружение этого памятника выделило Министерство иностранных дел Чехии. Непосредственное участие в сооружении монумента приняли представители львовского общества «Чешская беседа», еще раз доказав, что интернациональные связи успешно развиваются во благо мировых культурных ценностей.
Недавно Львовщина обогатилась еще одним напоминанием потомкам о легендарном литературном образе. Уже несколько лет в регионе проводится международный велопробег «Дорогами Швейка». На перевале, где отдыхал «австрийский служивый», установлен его барельеф.
Смерть не позволила Ярославу Гашеку закончить самый читаемый роман о первой мировой войне. Повествование о Швейке обрывается на разговоре солдата со своими командирами в Жовтанцах, что неподалеку от Львова.
А военная судьба писателя такова. 23 сентября 1915 года ординарец Ярослав Гашек, удостоенный серебряной медали будто бы за захват группы русских солдат (на самом деле награду он получил за то, что намазал ртутной мазью батальонного командира и тем самым избавил его от вшей), с чистой совестью добровольно сдался в плен. Под № 294217 он некоторое время содержался в лагерях Дарнице под Киевом и Тоцке под Самарой. Весной 1916 года ему было разрешено вступить в Чехословацкий легион, формируемый тогда на территории России из военнопленных и эмигрантов. Писатель активно агитировал соотечественников воевать против ненавистной Габсбургской монархии.
Очень плодотворным был его творческий период после возвращения из Поволжья в Киев. В издававшейся здесь газете Союза чехословацких обществ «Чехословакан» появились главы повести «Бравый солдат Швейк в плену», десятки рассказов и фельетонов.
Порвав с реакционным руководством Чехословацкого легиона, Гашек вступил в ряды большевиков и с октября 1918 года работал в политотделе 5-й армии Восточного фронта, участвуя в гражданской войне.
20 декабря 1920 года по направлению Чехословацкого центрального бюро при ЦК РКП /б/ писатель прибыл в Прагу, где в то время резко обострилась классовая борьба. Вместе с ним приехала работница уфимской типографии Александра Гавриловна Львова, ставшая его второй женой и ангелом-хранителем до конца дней.
Затравленный буржуазными политиками за сатирические публикации в коммунистических изданиях «Руде право» и «Сршатец», Гашек все же находил силы для создания новых глав о Швейке, обогащая эпопею зорким предвидением бурных событий ХХ века.
Глубоко символической стала смерть Ярослава Гашека. 3 января 1923 года он лежа подписал свое завещание и, сказав: «Швейк тяжко умирает», навсегда отвернулся к стене…
Юрий КИРИЛЛОВ
собкор «НВ»
ЛЬВОВ