Таким образом планируется обезопасить информационное пространство.
В России могут ограничить до 20% долю зарубежных акционеров в капитале компаний, владеющих средствами массовой информации. С такой инициативой выступили депутаты Госдумы Вадим Деньгин (ЛДПР), Владимир Парахин («Справедливая Россия») и Денис Вороненков (КПРФ). Они внесли в нижнюю палату парламента поправки в закон «О СМИ». Внесенный законопроект запрещает выступать учредителями какого-либо СМИ (радио, печатное издание, телеканал и пр.) иностранным физическим и юридическим лицам, а также гражданам России, имеющим двойное гражданство, и лицам без гражданства, пишут сегодня «Известия».
В действующей редакции закона о СМИ ограничение на иностранное участие на телевидении и радио установлено в размере 50%. Это ограничение не касается печатных СМИ. Сейчас депутаты решили снизить планку до 20% и включить в запрет все медиаактивы, в том числе печатные и интернет-издания. Запрет не коснется тех медийных проектов, которые не имеют лицензию СМИ.
Как пишет издание, своей инициативой парламентская оппозиция хочет защитить российское информационное пространство. Ограничения предлагается ввести уже с 1 января 2016 года.
Правда, владельцам СМИ дается время до 1 февраля 2017 года на приведение всей корпоративной цепочки в соответствие с законом. Новые документы о владельцах и учредителях, по замыслу депутатов, должны быть переданы в Роскомнадзор не позднее 15 февраля 2017 года. На это ведомство возлагается ответственность за исполнение законодательства. В случае нарушения ведомство обязано обратиться в суд для приостановления деятельности СМИ. Также учредители, нарушающие закон, лишаются корпоративных прав: права голосования, права управления, права на получение информации о деятельности организации, отмечают «Известия».
По словам соавтора законопроекта, первого зампреда комитета ГД по информационной политике Вадима Деньгина, инициатива идет в формате обеспечения безопасности нашей страны. Он подчеркивает, что здесь нет давления на бизнес, депутаты борются за ограничение для иностранцев в 20%. «Понятно, что если иностранцы выходят на медиарынок другой страны, то они фактически получают доступ к умам людей, к формированию общественного мнения. И здесь нужно четко разграничивать, для чего человек покупает СМИ — делать бизнес или проводить свою политику и менять ситуацию в стране», — говорит Деньгин, добавив, что данный законопроект идет в тренде информационной безопасности — закон о персональных данных, закон о блогерах.
Депутат указывает на то, что те лица, которые работают или хотят работать в России и зарабатывают в нашей стране деньги, должны подчиняться российской юрисдикции.
Один из авторов документа — первый зампредседателя комитета ГД по земельным отношениям и строительству Владимир Парахин сообщил «Известиям», что документ предусматривает ограничение иностранного капитала на отметке не более 20%, для того чтобы обезопасить информационное пространство России.
«Если мы говорим о большем проценте, например, 25% — это уже блокирующий пакет акций, когда можно существенно влиять на информационную политику любого издания. Мы видели на примере событий на Украине, что в нашей прессе многие вещи преподносятся не совсем достоверно», — отметил он.
Примеры подобного рода ограничений существуют во многих ведущих странах мира, говорит первый зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин. Так, в Канаде установлен барьер в 46% на долю иностранного участия в электронных СМИ. США также защитили себя — иностранные лица могут контролировать не более 25% долей (акций) американских телевизионных каналов и радиостанций. Во Франции участие в СМИ представителей стран, не являющихся членами ЕС, ограничено 20%. В Великобритании доля иностранного участия не может превышать долю британского. Японские власти ограничили зарубежные компании 20% голосов в основных вещательных каналах.
Тележурналист, член президентского Совета по правам человека Николай Сванидзе убежден, что в условиях холодной войны между Россией и Западом такие действия парламентариев вполне логичны. «Если бы данный законопроект появился при нормальной обстановке, то было бы нелогично. В нынешней обстановке холодной войны, хотя многие это отрицают, этот шаг вполне ожидаемый. Конечно, к улучшению качества работы наших СМИ это не приведет», — приводит газета слова журналиста.
Генеральный директор «Общественного телевидения России» Анатолий Лысенко, в свою очередь, замечает, что сейчас, в неустойчивый экономический момент, это ограничение к добру не приведет.
В случае принятия законопроекта многим российским медиахолдингам придется менять состав учредителей и акционеров, пишут «Известия». Так, учредителями ЗАО «ИД «Коммерсантъ» (входят газета «Коммерсантъ», журналы «Секрет фирмы», «Огонек» и др.), по данным Росстата, являются ООО «Коммерсант холдинг» с долей 1,71% и кипрская Kommersant Holding (Cyprus) Limited (доля не указана). В базе «СПАРК-Интерфакс» учредителями ЗАО значатся шесть компаний, три из них зарегистрированы на Виргинских островах, а остальные — в других офшорных зонах.
В издательском холдинге РБК (ОАО «РБК») и ЗАО «РБК-ТВ Москва» у иностранных владельцев, кипрской компании Pragla Limited, доля также более 50%.
ООО «Фэшн Пресс», издающим журналы Cosmopolitan, «Домашний очаг», Esquire и др., владеют Sanoma Independent Media и американская Hearst. Долю в газете «Ведомости» (ЗАО «Бизнес Ньюс Медиа»), по данным самого издания, Sanoma делит с американскими компаниями Dow Jones и FT Group в равных долях. ООО «Юнайтед Пресс» (журналы Men’s Health, Women’s Health, National Geographic) принадлежит Sanoma полностью через три юрлица: кипрскую «Ай. Эм. Эйч. Медиа Лимитед» (60,71%) и нидерландские ЗАО «Индепендент Медиа Холдинг Б.В.» (38,89%) и «Индепендент Медиа Б.В» (0,39%).
ЗАО «Аксель Шпрингер Раша» («АШ Раша») издает российскую версию журнала Forbes. Учредитель компании — AS Osteuropa, дочерняя структура немецкого медиахолдинга Axel Springer.
Холдинг Hearst Shkulev Media издает в России журналы Elle, Marie Claire, Psychologies, телегид «Антенна-Телесемь», мужской глянец Maxim и другие журналы. ООО «Хёрст Шкулев Медиа» на 100% принадлежит кипрскому ООО «Ди-Эм-Си. Диверсифайд медиа компани лимитед».
Холдингом Rambler & Co. (медиаагрегатор Rambler, журнал «Афиша», интернет-издания Lenta.ru, Gazeta.ru, Championat.com, платформа ЖЖ и пр.) владеет зарегистрированная на Кипре компания PM Web Limited.
«Известия» напоминают, что иностранные компании участвуют в уставном капитале некоторых СМИ холдинга «Газпром-медиа». Так, в числе совладельцев телеканала ТНТ помимо структур «Газпрома» есть Benton Solutions Inc. Недавно приобретенная «Газпром-медиа» компания «Профмедиа ТВ» (каналы «Пятница», «ТВ-3» и 2х2) почти наполовину принадлежит кипрской Independent Network Television Limited — 42,3%. Еще один актив — радиостанцию «Эхо Москвы» — «Газпром-медиа» делит с американской EM Holding Company LLC (по данным СПАРК, учредителю принадлежало 33,02% ЗАО).
Андрей АРТЕМЬЕВ