Истина рождается в споре

В борьбе радости мало, но в угодничестве радости нет совсем, — считает Леонид ЖУХОВИЦКИЙ.

43

Журналистика и власть —эта тема для нас самая важная и, к сожалению, самая актуальная вот уже лет десять. Вроде бы, и журналистика российская, и власть российская,а борьба между ними идет жесткая, даже жестокая, хорошо, если не на уничтожение.

Результат легко предсказуем: уничтожена может быть только журналистика. Впрочем, как показывает исторический опыт множества стран, вслед за этой победой неминуемо следует гибель победителя.

Когда человек заболевает, у него поднимается температура, иногда почти до предела. Что предпринять в этом случае? Можно искать причину хворобы и лечиться. А можно разбить проклятый градусник, который портит настроение и смущает незрелые умы. Вот таким градусником для общества как раз и является журналистика. И у власти очень велико искушение шмякнуть об пол упрямый измерительный прибор.

Мне могут возразить, что сегодня с нашим ремеслом ничего печального не происходит: выходят газеты, печатаются журналы, беспрерывно вещают на страну десятки всевозможных телевизионных каналов. Но если даже с умеренной внимательностью вглядеться в это неохватное пространство, станет ясно, что большинство наших СМИ очень трудно отнести к журналистике — это какой-то иной вид деятельности. Торжество глянца: глянцевые журналы, глянцевые газеты, глянцевое телевидение.

Истина рождается в споре. Для поиска истины каждому участнику полемики необходим оппонент. Нужен он и российской власти. А где его взять при фактически однопартийной системе? Не считать же интеллектуальными партнерами Зюганова и Жириновского! Когда Путина спросили, кто может после него занять президентский пост, он назвал именно эти две фамилии, что, безусловно, делает честь его чувству юмора. Так что кроме как в СМИ, оппонента для поиска истины власти искать негде.

Это, кстати, прекрасно понимал Ленин, при всех своих недостатках, пожалуй, самый умный правитель России за весь двадцатый век. Без самокритики мы погибнем — это его тезис, актуальный и нынче. Сталин с компанией не послушались основателя нового государства, и большевистская империя рухнула без всякого толчка извне, просто под грузом собственного самодовольства.

Плодотворно оппонировать власти может только независимая журналистика — лакеи собеседники плохие. А много ли у нас независимых СМИ? «Московский комсомолец», «Новая», «Коммерсант», еще несколько газет, «Эхо Москвы», героический «Дождь» с крохотной аудиторией, отчасти РБК. Кто еще? Кто реально помогает власти, противостоя ей в споре?

Вопросов хватает, в ответах нужды нет — все и так всё понимают.

Политика время от времени меняется, не может не меняться. И войны заканчиваются. А вот нужда в независимой журналистике не заканчивается никогда.

Самый простой пример. Все идет к тому, что уже в следующем году проклятые «укропы», «бандеровцы», «укрофашисты» и прочие жители «несостоявшегося государства» вновь станут нашими славянскими братьями и добрыми соседями. Кому-то понадобится налаживать дружеские отношения с великой восточноевропейской страной. Как справятся с этой задачей наши СМИ, столько времени пытавшиеся утопить Украину в грязи и сами едва в этом болоте не утонувшие? Я специально говорю именно о журналистах: высшие органы российской исполнительной власти (Дума к ним не относится) старались соблюдать правила поведения в приличном обществе. А вот наши услужливые газетно-телевизионные политологи нормами этикета не заморачивались. Подозреваю, что целый ряд наших обозревателей из ящика не отмоется уже никогда. Но это их проблема. А вот удастся ли отмыть профессию?

Происходит почти непоправимое: самые одаренные ребята в журналистику не стремятся, выбирают иные занятия, почище. А это значит, что годы спустя в профессию придут середняки, которые надолго определят уровень наших СМИ. Грустно…

Врожденный оптимизм не позволяет мне опускать руки. Да, потеряно многое. Но ведь не все! Еще есть хорошая школа. Есть уважаемые имена. Есть издания с честными названиями. Значит, надо бороться.

Прежде всего, на всех площадках, куда нас еще иногда приглашают, надо убеждать и доказывать, что независимая журналистика так же необходима, как независимая медицина или независимая физика. Причем, не только обществу, но и власти: слишком часто приятный врачебный диагноз кончается смертью. А никого в России, я надеюсь, такой исход не устраивает. Как пелось в давней фронтовой песне, умирать нам рановато.

Журналистика и власть не стоят по разные стороны баррикады. Но они сидят по разные стороны стола. И у каждого собственная задача. Когда-то простодушный Хрущев назвал журналистов подручными партии. Он был не прав и еще при жизни в этом убедился: когда его сняли, льстивые подручные дружно плевали ему вслед.

Подручные — не наше место в жизни. Будем уважать свою профессию и себя в ней. Будем отстаивать наше трудное право честно выполнять свою работу. В борьбе радости мало. Но в угодничестве радости нет совсем. Хотя бы этим можно себя утешить.

Леонид ЖУХОВИЦКИЙ

Ранее

Украина предложила свою версию предоплаты поставок российского газа

Далее

Наша формула доверия

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru