Наша формула доверия

Мы привыкли к партнерским отношениям с властью: мы уважаем власть, власть уважает нас. Только такая форма диалолга приносит результат.

45

Если отношение населения к газете такое же, как у газеты к власти, тогда и отношение населения к власти будет аналогичным, что в результате даст нам то, к чему мы стремимся — доверие. Только такая триада взаимоотношений может дать созидательный результат в муниципальной газете, к которому, собственно, каждая из названных групп, да и каждый нормальный человек, должен стремиться.

Вторая после Бога

Нашей «Знамёнке» идет девятнадцатый год. Начинала я одна с тиража 999 экземпляров, 4 страницы формата А4. Сегодня тираж на 43 тысячи населения составляет 8000 экземпляров, 28 страниц третьего формата, восемь из них — цветные. Стабильный коллектив, средняя заработная плата — 27 тысяч рублей. Уже 9 лет мы, считаясь муниципальной газетой (мы — МУП), не являемся бюджетополучателями. Отказались от этой благодати сами: участвуем в торгах на информационное обслуживание, выигрываем их и публикуем документы администрации, исходя из стоимости квадратного сантиметра, причем обе стороны сидят с линеечками и вымеряют занятую площадь. Остались у администрации в конце года лимиты не использованные — в жизнь не отдут! Словом, рыночные отношения. Плюсы: перестали тащить что ни попадя, права качают умеренно, опять же это помогает при неправильном понимании читателями или организациями наших взаимоотношений с администрацией (купленные, они вас содержат и т.д.). Так что живем на то, что заработали: порядка 60% — доходы от рекламы, подписка, розница, и аж 5% — платежи органов местного самоуправления. Всю эту арифметику я расписываю не случайно: такая форма финансовых взаимоотношений с властью дает нам некоторую возможность «сметь свое суждение иметь», писать о том, о чем во многих муниципальных газетах писать просто не принято. Это один из факторов, помогающих держать нам тираж — а, значит, доверие читателя — на высоком уровне.

Второй момент: журналистов читатели должны уважать. И не только за красивый слог, интересные темы, но и за неравнодушие. Недавно приносит мне корреспондент для публикации ответ на вопрос читателей. Спрашивают они — а правда ли, что у нас в поселке закрывают отделение Сбербанка? Да, правда, потому что он у вас, по словам руководства, нерентабельный — так написала корреспондент. Слушай, говорю, а если у тебя спросят, правда ли завтра на центральной площади состоится массовое повешение? Ты что ответишь людям — правда, с собой приносить веревку и мыло? Не можешь помочь — ты хотя бы посочувствуй! И так с каждым обращением читателей — не просто ищем ответы, а стараемся помочь. Это тяжело, отнимает массу времени, но иногда одного нашего звонка хватает, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки. И могу сказать, что люди не просто идут к нам как в последнюю инстанцию — они еще нередко и получают здесь вполне реальную помощь.

Третий момент: никогда не надо врать читателю. Нет, мы тоже знаем «правила игры» в муниципальной газете. Но, максимум, на что можем пойти — это что-то умолчать. Но называть черное белым у нас непозволительно. Люди это ценят, и «Знамёнке» доверяют. Когда пару месяцев назад глава района вызывал меня «на ковер» после материала «Оптимизация с летальным исходом» — о вымирании поселка, начал разговор он с восклицания: «Что же вы делаете?! Вы же у нас вторая после Бога, люди верят всему, что написано в «Знамёнке»… Из уст человека, который не обязан нас любить по определению, это был комплимент.

«Не забывайте, что в муниципальной газете работаете!»

По натуре я — созидатель, и по мне лучше не искать виноватых, а вместе делать одно дело — результат будет лучше. За неполные 19 лет с какими только главами не приходилось работать — всегда получалось. До сих пор добрым словом вспоминаем предыдущего главу, отправленного в отставку 4 года назад. Опытный партийный работник в прошлом, умный, жесткий, а временами и жестокий. Но если выговаривал что-то — то за дело, и так, что потом стыдно становилось. А уж как он виртуозно он (единственный из всех глав!) использовал возможности прессы! Пригласит руководителя предприятия или предпринимателя, чтобы в рамках социального партнерства с него какую-то помощь получить, и обязательно — журналиста на встречу, срочно! Ломает его, ломает, а когда тот кивнет, сразу же к журналистам: «Вы напишите в ближайшем номере, что нам Иван Иваныч (Петр Петрович) пообещал. А написанное пером топором вырубить трудно, вот за счет средств спонсоров и строилось что-то помаленьку, и ремонтировалось. Мы иногда возмущались: нашел девочек по вызову, а потом смеялись — как же ловко он это проделывает. Всё можно было простить человеку, который на планерке в понедельник поднимал руководителей, кого это касалось, и спрашивал, что сделано после публикации в последней «Знамёнке» — убрали, исправили? Если учесть, что газета выходит в пятницу, к понедельнику исправить ситуацию мало кто успевал, кто-то вообще мычал некормленно, не прочитав газету, кто-то пытался врать, на что следовала суровая отповедь: не ври, я вчера вечером там проезжал… Словом, работали вместе, помогая друг другу. И у нас было уважение к этому человеку и к его команде. Он говорил «колидор» и «поехайте», но никогда не был смешон.

Ничто не вечно под Луной, и 4 года назад появился новый глава — молодой, с претензией на демократичность. Но периодически отделы администрации стали требовать с нас письменные запросы информации (а это драгоценное время!), люди стали там меняться, как перчатки, и внятного ответа на вопросы стало добиваться все трудней. Мы стали наглеть. Написали о том, что распоряжением администрации селяне были лишены мест торговли мясом, о том, что заасфальтированный в прошлом году квартал раскопан в этом энергетиками, потому что у них — плановый ремонт, о котором администрация знала уже года три назад, написали о том, как гибнет поселок. Реакция, наконец-то, последовала. «Пишите, что в ПАЗик при вместимости 50 человек билеты продали 87? Посмотрите фотографии, нам «пассажирка» предоставила — здесь два человека на весь автобус, здесь — пять… Нужна вам информация — идите к руководителю предприятия, зачем вы людям верите?.. Спрашиваете, почему купили рассаду цветов не у нашего предпринимателя, а в «Зеленстрое» в соседнем городе? Так пусть предприниматели сами маркетингом занимаются, мы за них работу делать не будем…»

Нет, нас не донимают цензурой. Все перечисленное выше — из двухчасового разговора после той самой «Оптимизации с летальным исходом», о которой я уже упоминала. Малая часть разговора. И под занавес: не забывайте, что вы в муниципальной газете работаете!

Не забываю. Поэтому периодически пытаюсь решить свои проблемы с соучредителем — в уставе написано, он, вроде как, помогать должен. Та организационно-правовая форма, в которой функционирует наша редакция — муниципальное унитарное предприятие — уже безнадежно устарела и раскритикована всеми экономистами как неэффективная. Она и у нас вызывает справедливый гнев: два раза в год мы с бухгалтером ходим на балансовую, где отчитываемся, как потратили деньги, которые сами же (!) и заработали. Мы вынуждены утверждать расценки на сессиях райсовета, опаздывая из-за этого с подпиской на месяц. Появился 223 закон о закупках, и формально мы под него подпадаем. Но — лишь формально, потому что нет у нас бюджетного финансирования, о разумном расходовании которого этот закон печется. Нужен ли он нам? Вышла с предложением сменить организационно-правовую форму, объяснила на сто раз, что соучредителем СМИ администрация все равно останется, все будет, как и сейчас, только как хозяйствующий субъект мы будем не МУП, а, например, АНО или ООО. Отказали. Сейчас мы ждем проверку ГИБДД, где за невыполненное предписание нас серьезно оштрафуют: я не проучилась 80 часов (2 недели!) на курсах, чтобы быть ответственной за безопасность дорожного движения. Некоторые редакции, столкнувшись с ужесточением требований со стороны ГИБДД, просто «продали» машины сотрудникам и сейчас арендуют их, не имея проблем с ГИБДД. Но наша машина, купленная на взятый мною как частным лицом кредит в банке и оформленный потом через третье лицо как заем предприятия у физического лица, по закону — собственность муниципалитета. Продать мы ее по закону можем только с согласия КУМИ. И снова — отказ. Не дают согласия на продажу. Значит, будут штрафы и перспектива на две недели забросить газету и обучаться транспортному ремеслу. Хотя вопрос можно было решить — мы же в муниципальной газете работаем! Кстати, при прежнем главе как раз был решен вопрос перехода на договорные отношения, на бюджетные средства было отремонтировано помещение для редакции — вот тогда точно мы в муниципальной газете работали!

О каком стремлении идти навстречу, показывать их «товар лицом» сегодня может идти речь? О каком доверии?

«А» упало, «Б» — пропало…

Трудно делать хорошую мину при плохой игре. Невозможно обещать людям выяснить их вопрос, если то и дело слышишь — об этом писать нельзя! До смешного: 13 портфелей подарил депутат Госдумы? Нельзя так писать, напишите 12 или 14, 13 — плохое число… Идут разговоры, что беженцам выплачивают большие суммы, что своих увольняют, чтобы их на работу принять. Просим разъяснение — нельзя «фрустрировать население» и «создавать ажиотаж». Что сегодня знает население про работу наших властей, про их думы и чаяния? Да ничего! Плюс — он не получает необходимую для него информацию. А значит, мы, как связующее звено между людьми и властью, как источник разъяснения ситуаций, тоже теряем свои позиции.

Ходить по острию ножа, рассказывая о недоработках власти и тем самым набирая очков у читателей, можно только дозировано и осторожно — не зря ведь глава отказал в смене организационно-правовой формы: чтобы иметь возможность увольнять редактора — так и сказал. Писать только про песни, пляски, «вручалки» и «поздравлялки» — потерять доверие читателей. Вот и выбирай.

Мы привыкли к партнерским отношениям с властью: мы уважаем власть, власть уважает нас. Только тогда приведенная в начале формула приносит результат. Выбивается одно звено — газета или власть — из такого режима, и ситуация становится гибельной: ни о каком созидании речь идти не может.

Татьяна КОПЫТОВА

главный редактор газеты «Знамёнка»

Гурьевский район

Кемеровская область

Ранее

Истина рождается в споре

Далее

Извлеки корень из слов

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru