Депутаты предложили разработать единые учебники для нескольких школьных предметов.
Парламентарии-единороссы посчитали, что разнообразие школьных учебников и пособий противоречит Конституции. Поэтому их нужно привести к единому знаменателю. Депутаты уже представила поправки к закону об образовании относительно общих для всех школьников базовых учебников по российской истории, русскому языку и литературе.
Как пишет «Независимая газета», необходимость появления такого законопроекта объяснила председатель комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, которая также является координатором Патриотической платформы «Единой России». Она заявила, что у детей- граждан РФ может быть один общий учебник истории, один общий учебник русского языка и один общий учебник русской литературы. «У нас одна страна, у нас один язык, у нас одна культура, у нас общие традиции, и должна быть обеспечена преемственность поколений», – подчеркнула Яровая, уточнив, что разработанный единороссами законопроект лежит «абсолютно в контексте защиты национальных интересов».
В тексте документа указано, что учебники по истории и литературе по содержанию должны быть соотнесены друг с другом, отмечает «НГ». Можно предположить, что такое обязательное требование поможет вернуться в школу отдельным советским писателям, ранее из нее выгнанным. Недаром коммунисты вчера приступили к долгосрочной акции по пропаганде среди школьников и учителей Николая Островского с его романом «Как закалялась сталь».
Депутаты также предлагают признать право региональных властей добавлять в школьную программу пособия, в которых можно излагать этнокультурные особенности того или иного взгляда на язык, литературу и историю страны. Но при этом общеутвержденной концепции противоречить они не могут. То есть в Татарстане в школах в принципе можно будет сказать о взятии Казани Иваном Грозным с точки зрения сидевших в осажденной крепости, но положительного значения этого события для укрепления Московского царства отрицать не получится, замечает «НГ».
Издание указывает на нестыковки в предлагаемых подходах к формированию госкомиссии, которая в результате открытого конкурса и станет утверждать тексты учебников. В ней, по замыслу парламентариев, не смогут состоять ученые, специалисты и эксперты, которые выступают в качестве авторов-соискателей. Это вроде бы справедливо и даже антикоррупционно. Но ведь тем самым заранее будут отсеиваться самые активные деятели исторической и филологической наук. Не исключено, что возникнет ситуация, когда одна из научных школ будет претендовать на составление учебника, а другая – и не исключено, что ей враждебная – будет лоббировать у государства полный отказ своим конкурентам.
Профессор кафедры русской литературы Российского государственного педагогического университета Александр Кобринский указывает, что «учебники дают определенную вариативность, которая не затрагивает стандарт: есть факты, а «разность» в учебниках затрагивает их интерпретацию». Он заметил, что изучение литературы и должно заставлять школьника делать базовый анализ текста, а значит, предполагает вариативность. Что касается истории, то профессор был категоричен: «Единственное, к чему приведет наличие одного учебника, – это к абсолютной идеологизации преподавания и подстраиванию исторического процесса в учебнике под нужды современной власти». Сомневается эксперт и в том, что создать единый учебник вообще возможно, ведь «согласию ученых способствует не очень большой круг позитивных фактов, а уж по поводу интерпретации фактов у них не может быть никакого согласия, на то они и ученые», цитирует «НГ» эксперта.
Политолог Николай Петров с аргументами Яровой тоже не согласен. При этом он сказал: «Идея единого учебника кажется наивным вариантом установления единых стандартов понимания и объяснения истории, который вряд ли возможен». Обнадеживает эксперта то, что учебник – дело долгое. Пока его будут придумывать, глядишь – и в стране что-нибудь изменится.
Однако некоторые специалисты с инициативой единороссов соглашаются. Так, Алексей Андреев из Института востоковедения РАН приводит в пример учебники истории за пятый-шестой классы, которые составлены, по его мнению, крайне непрофессионально. Правда, и Андреев указал на то, что при экспертном подходе к содержанию учебников «главное – не уходить в политическую конъюнктуру». Конечно, учебники все равно будут разными, но хотя бы с минимумом общей информации, приводит мнение эксперта «НГ».
Арсений СПИРИДОНОВ