Немецкие политики предпочитают снимать стресс на работе с помощью алкоголя.
Три года назад депутат Бундестага от ХДС Андреас Шоккенхоф, занимавший тогда пост уполномоченного Федерального правительства по отношениям с Россией, сделал достаточно мужественный шаг. В прямом эфире телепрограммы «Gnther Jauch» он признался знаменитому журналисту в своей алкогольной зависимости.
«Мне самому абсолютно ясно, что я — алкоголик. И я уже принял решение, которое повторяю каждое утро: «Я больше не выпиваю!», — заявил парламентарий на всю страну. Откровенным признанием в собственной слабости политик заслужил тогда уважение многих жителей Германии, отметивших его мужество и готовность осознать свои ошибки, что не так часто встречается у представителей власти.
Вообще-то, журналисты знали, что у Шоккенхофа давние проблемы с алкоголем. Ещё в 1995 году христианский демократ, уже будучи депутатом Бундестага, попался полиции пьяным за рулём. А в 2011 году после музыкального праздника в Верхней Швабии, находясь в нетрезвом состоянии, он сел за руль, не справился с управлением машины и протаранил соседнее авто, после чего скрылся с места происшествия. Проведённый позже анализ показал у Шоккенхофа содержание 2,3 промилле алкоголя в крови. У депутата отобрали водительские права, но дело на него заводить не стали. С того времени политик вынужден был отказаться от собственного автомобиля.
Впрочем, для журналистов никогда не было особым секретом, что среди немецких политиков разного уровня немало людей, злоупотребляющих алкоголем. Ещё тридцать лет назад новоиспечённый депутат от «зелёных» высшего парламента страны Йошка Фишер так говорил о своих коллегах по работе: «Бундестаг — это самое настоящее сборище алкоголиков. Народ в зале заседаний воняет шнапсом, и чем дольше длятся слушания, тем сильнее воняет». Явно перебарщивал со спиртным бывший баварский премьер Гюнтер Бекштайн: баварец умудрялся выпивать по 6–7 кружек пива за пару часов. Его товарищ по партии, депутат от ХСС Отто Висхой, в 1983 году, находясь в стадии алкогольного опьянения, насмерть сбил человека. И даже легенды немецкой политики Франц-Йозеф Штраус и Вилли Брандт умудрялись часто напиваться до положения «риз».
Сами политики, дабы оправдать свое пристрастие к спиртным напиткам, выдвигают стандартные объяснения: постоянный стресс, жёсткая конкуренция даже в собственной партии, сведённое к минимуму общение с семьёй и друзьями, отсюда — вынужденное одиночество и попытки забыться с помощью алкоголя. К тому же на каждом мероприятии, куда приглашаются политики, подаются спиртные напитки. Даже если каждый раз употреблять только по кружечке пива, то к концу дня доза становится уже достаточно существенной.
Наверное, так и произошло с Андреасом Шоккенхофом в минувший День немецкого единства, который он отмечал на приёме в немецком посольстве в Париже. Похоже, что на торжественное вечернее мероприятие политик пришёл уже «под градусом». По свидетельству очевидцев, на приёме он осушил три бокала белого вина в течение получаса, а затем сел за стойку бара и начал заказывать одну рюмку за одной. В итоге покинуть приём Шоккенхоф без посторонней помощи уже не смог.
Оксана ВОЛКОВА
собкор «НВ»
БЕРЛИН