Для наших предков ювелирные украшения имели особую ценность: в каждом из них был свой сакральный смысл, неповторимость замысла. Каждое изделие имело свою биографию, передавалось из поколения в поколение, становясь символом и скрепом фамильной гордости и истории. Так сложилось, что в наши дни отношение к ювелирным изделиям изменилось кардинально.
Пристрастие к плагиату
Заметим, что в данном случае дело не в пресыщении потребителя, не в утрате интереса последнего к драгоценностям, а также не в отсутствии покупательской способности. Отнюдь. Как ни странно, проблема в другом: сами современные производители ювелирных украшений сейчас поставлены в условия, при которых выставлять к продаже оригинальные и интересные в художественном плане изделия становится, как минимум, не рентабельно, и даже опасно. Почему? Ответ прост: «воруют-с». Причем, современный вор не падок на сами драгоценности, сейчас воруют идеи, крадут авторский замысел, а в роли полуночного татя выступают свои же коллеги по цеху. Каким образом сложилась подобная ситуация, и откуда в нашей ювелирной отрасли появляются плагиатчики, мы и попытались разобраться.
Век суррогатов
Время великих открытий прошло. И человек, развращенный своими же достижениями, начал паразитировать на себе подобных. Действительно, зачем мучиться и «изобретать велосипед», вкладывать немалые деньги в разработки оригинального дизайна, если за тебя все уже придумали? Достаточно лишь немного видоизменить украденную идею, и она становится твоей собственностью. О моральной стороне вопроса, как правило, ювелирные плагиатчики не задумываются, равно, как и о репутации бренда. Впрочем, когда на кону большие деньги, которые можно «заработать» быстро и не напрягаясь, тут уже не до морали и чистоты бренда.
Ярким примером подобной нечистоплотности можно с полным основанием назвать ситуацию, которая сложилась вокруг московского ювелирного завода «Джунаид». Информация о том, что это предприятие активно паразитирует на идеях коллег по цеху, беззастенчиво копируя их изделия, циркулирует в узких кругах ювелиров России уже давно. Были и соответствующие публикации в СМИ.
Еще несколько лет назад в сети Интернет появился ряд жалоб и нелицеприятных отзывов о продукции этой ювелирной компании. Практически одновременно с отзывами покупателей, сайты отзывов о Заводе Джунаид заполонили восторженные комментарии в адрес самого Завода от имени «рабочих» и «благодарных клиентов». Лексика этих отзывов настолько же нелепа, насколько смехотворна. И, тем не менее, этот дешевый пиар-ход сработал: процесс очистки репутации был запущен, что позволило Джунаиду продержаться еще некоторое время «на плаву». Само собой, продолжался и процесс «овеществления» чужих идей, назовем это так.
Драгоценная пересортица
Итогом подобных нечистоплотных махинаций в ювелирном сообществе в целом явилась на сегодняшний день та самая патовая ситуация, когда решение найти практически невозможно: сами представители ювелирного цеха с грустью отмечают, что современная молодежь не стремится идти в дизайнеры ювелирных украшений. Как отмечает юрист Николай Изотов, ответ печален и прост: «Во-первых, получить высококачественное образование в России в области ювелирного мастерства не так уж и легко. Во-вторых, ювелир учится всю свою жизнь, чтобы стать действительно достойным мастером. Не лучше дела обстоят и в части работы художников-эскизов. Выпускники художественных академий тоже не особо стремятся в ювелирный бизнес, тем более при условии того, что их художественные эскизы новых украшений очень часто копируют практически без изменений».
В минусе, как мы понимаем, оказывается и сам потребитель, вынужденный платить немалые деньги за краденую пересортицу, и производители ювелирных изделий, постоянно сталкивающиеся с риском плагиата. Тем паче, что масштаб заимствования чужих идей с каждым годом все шире. Более того, господа-плагиатчики уже не стесняются, а, напротив, в открытую выставляют свою продукцию рядом с оригиналом в одном и том же каталоге.
Не способствует выходу из этого тупика и наше законодательство:
«Так, например пункт 4 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Авторские права, в отличие от патентного права, не содержат понятия “приоритет”, поскольку два разных автора создать одно абсолютно одинаковое произведение не могут».
Кризис жанра
Даже поставленное на заводской поток, ювелирное украшение необходимо должно нести в себе тайну и неповторимость авторского замысла. В противном случае такие изделия превращаются в дорогостоящую бижутерию с украденной историей. Стать обладателем блестящей подделки, пусть даже драгоценной, пожалуй, это не то, что бы хотел любой из покупателей. Как справедливо отмечает частный ювелир Максим Самохин: «Из стремительной реки творчества наша «ювелирка» превратилась в дурно пахнущее болотце, с одной и той же, давно уже подпортившейся водичкой. А потом уже кризис, конкуренты с востока, и отсутствие людей, желающих покупать «авторские изделия». Будут авторы – будут и покупатели. А «творчество» плагиаторов никому не интересно».
Арам Манукян