Россия осталась без друга

Погибший топ-менеджер Total один из немногих в ЕС критиковал режим санкций.

85Катастрофа в аэропорту Внуково, которая произошла в ночь на вторник, унесла жизнь президента одной из крупнейших мировых нефтегазовых компаний Total Кристофа де Маржери. Топ-менеджер на самолете Falcon-50EX возвращался из Москвы в Париж после заседания комиссии по содействию иностранным инвестициям у премьера Дмитрия Медведева. В авиалайнер врезалась снегоуборочная машина. Никто из находившихся на борту не выжил.

Как пишет сегодня «Коммерсантъ», погибший в авиакатастрофе топ-менеджер был одним из немногих союзников Москвы на европейском пространстве. Его лояльность к России французские СМИ отмечали даже в некрологах.

Издание сообщает, что де Маржери прилетел в Москву, чтобы принять участие в 28-м заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям под председательством премьера Дмитрия Медведева. Источники “Ъ”, знакомые с ходом заседания, говорят, что на этой встрече Кристоф де Маржери выступил с жесткой речью против санкций, подчеркнув, что они усложняют работу европейских и американских компаний в стране. На заседании комиссии он заверил, что Total “привержена деятельности в России”. По словам топ-менеджера, ограничения на ведение бизнеса с Россией “как не справедливы, так и не продуктивны”, а Total их придерживается лишь потому, что “соблюдает требования закона”.

Как пишет издание, де Маржери признал, что пытается лоббировать свою точку зрения на политическом уровне: “Мы должны восстановить стабильное и мирное экономическое пространство между Россией и другими странами. И замечу, что я даю аналогичный совет своему правительству в твердой убежденности, что для полного согласия обе стороны должны внести свой вклад”. Из-за своей позиции в отношении санкций, добавил Кристоф де Маржери, он сам “стал не очень популярным” во Франции.

Несмотря на это во Франции смерть де Маржери стала главной темой и для СМИ, и для политической и бизнес-элиты. Высказывающиеся были едины в своих оценках: в лице Кристофа де Маржери они потеряли не только талантливого топ-менеджера, но и друга. СМИ говорили о топ-менеджере очень тепло, вспоминая прозвище Большой Ус. Кристоф де Маржери, пишут они, не боялся работы, любил Францию, здоровался с подчиненными, был великолепным переговорщиком и тонким дипломатом, весельчаком, любителем сигар и хорошего виски, общавшимся “на ты” со всеми, кроме своей матери. Многие говорили об общей лояльности господина де Маржери России, продолжает «Коммерсантъ».

Кристоф Маржери был примером классического европейского топ-менеджера, который проработал в Total всю жизнь, придя в компанию в 1974 году. В 1995 году он возглавил ее ближневосточный блок, четыре года спустя — подразделения разведки и добычи, в 2000 году стал старшим вице-президентом, а в 2007 году — председателем правления. Де Маржери называют уникальным менеджером, который был очень нестандартным, открытым, любящим пошутить. Его партнер по бизнесу добавляет, что топ-менеджер был “истинным бизнесменом”, всегда готовым на риск.

Именно этим его качеством многие объясняют развитие Total в России. Французская компания в 1995 году стала оператором разработки Харьягинского месторождения (разрабатывается в рамках соглашения о разделе продукции), получив 50%. Еще 40% было у норвежской Statoil, а 10% — у Ненецкой нефтяной компании. В такой конфигурации проект просуществовал до 2009 года, когда иностранцы уступили в рамках опциона по 10% государственной “Зарубежнефти”. Иностранцам удалось договориться о продаже акций за $65 млн, хотя “Зарубежнефть” была готова заплатить лишь $18 млн.

После того как Кристоф де Маржери возглавил Total, она стала активно интересоваться не только нефтяными, но и газовыми месторождениями в России. После неудачных попыток сотрудничества с «Газпромом» Total сделала ставку на другого российского производителя газа. В середине 2009 года компания стала партнером НОВАТЭКа по разработке Термокарстового месторождения, одновременно начав переговоры о гораздо более масштабном проекте — производстве СПГ на Ямале. Весной 2011 года Total и НОВАТЭК в присутствии Владимира Путина договорились о стратегическом партнерстве. Total получила 20% в проекте “Ямал СПГ”, а также 12% акций самого НОВАТЭКа с опционом на увеличение доли (сейчас 18,2%).

Геннадий Тимченко, основной акционер НОВАТЭКа, уже пообещал, что все совместные проекты, начатые с Кристофом де Маржери, будут продолжены. “Кристоф видел огромный потенциал российско-французских проектов,— добавил Вагит Алекперов.— ЛУКОЙЛ и Total связывают давние деловые отношения. В непростые последние месяцы Кристоф оставался образцом благородства, неизменно отстаивая принципы честного партнерства с Россией. Он был другом нашей компании, нашей страны”.

Как пишет издание, на самом деле перспективы бизнеса Total в России могут оказаться под вопросом из-за позиции самой компании. “В последнее время Кристоф де Маржери оставался едва ли не единственным в Total, кто выступал за развитие бизнеса в России”,— говорит источник “Ъ”, близкий к Total. Среди потенциальных преемников Маржери на посту главы компании называют директора отдела маркетинга Филиппа Буассо и главу отдела нефтепереработки и нефтехимии Патрика Пуйянне. The Financial Times добавляет в списоку директора по разведке и добыче Арно Брильяка и главу Total Upstream Ива-Луи Даррикарера. Об их отношении к России ничего не известно, но последний топ-менеджер входит в совет директоров НОВАТЭКа и, по неофициальным данным, может стать и.о. руководителя Total.

Евгений КОСТИН

Ранее

Оппозиция предлагает вернуть Крым

Далее

Чайку пустили к Бастрыкину

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru