Гражданин и пират

 

Почему каждый пользователь интернета должен платить правообладателям.

Российскому союзу правообладателей, совет которого возглавляет Никита Михалков, похоже, так понравилось собирать по 1% с продаж всех аудио- и видеоустройств, что теперь у него еще более смелая идея фактически налога на интернет: 25 руб. в месяц за каждое подключение. Если сбор одобрят, союз за год соберет больше, чем российские продавцы кино и музыки в интернете за всю историю индустрии.

 

Пусть платит каждый

Российский союз правообладателей (РСП) — это та самая организация, которая в 2010 году получила право на однопроцентный сбор с производителей или импортеров практически любой аудио- и видеотехники в пользу правообладателей. Вознаграждение положено любому правообладателю в области кино и музыки, который заключит договор с РСП, подтвердив права на творения. Сумма рассчитывается согласно хитрой системе коэффициентов. К концу прошлого года у союза было 2672 договора с физическими лицами и 358 — с юридическими. Собрать удалось более 3,4 млрд руб., распределить между авторами (или их представителями) — немногим более 1,7 млрд руб.

Еще несколько лет назад генеральный директор РСП Сергей Федотов в одном из интервью отмечал, что “выбранный механизм не идеальный”, объяснял, что “лучшего просто никто еще не придумал”, и сетовал, что “борьба с пиратством в интернете — это очень затяжная история”, так как “у пиратов есть очень серьезные лоббисты на разных уровнях”. Но вот решение нашлось, и на прошлой неделе Федотов его представил. “Предлагается такая тарифная модель: если вы имеете подключение к интернету, то к вашему счету, будь то мобильный телефон или стационарный проводной интернет, каждый месяц прибавляется 25 руб., то есть 300 руб. в год”,— рассказал он.

Действие аккредитации РСП на администрирование сбора, прозванного налогом Никиты Михалкова, истекает в 2015 году. Таким образом, концепция “налога” на интернет представлена накануне нового конкурса. РСП рассчитывает, что, если новый сбор введут, “суммарный годовой сбор с абонентов интернета составит около $860 млн ежегодно”. Согласно ожиданиям союза, “эта сумма покроет интересы всех правообладателей, которые представлены на российском цифровом рынке”. По нынешнему курсу $860 млн — это 45 млрд руб. По оценке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), в 2013 году объем всего российского рынка цифровых товаров — игр, видео, музыки и книг — составил 41,9 млрд руб. (это, кстати, на 30% больше, чем годом ранее). Планы РСП выглядят наполеоновскими. В общем объеме рынка цифрового контента вклад разработчиков игр — 35,4 млрд руб., книгоиздателей — 1,1 млрд руб. Ни тех ни других союз не защищает. Заботится он о видео (объем рынка, по оценке РАЭК, 3,4 млрд руб.) и музыке (2 млрд руб.).

В общих чертах о планах РСП стало известно еще в ноябре, и представители ведущих российских интернет-компаний, в том числе “Яндекса”, “В контакте” и Mail.ru Group, а также некоторые правообладатели раскритиковали их в письме Владимиру Путину. В письме говорится, что слежка за трафиком интернет-пользователей недопустима (так как противоречит конституционному праву граждан на тайну переписки и защиту частной жизни), система “бездоговорного управления авторскими правами” не соответствует правилам Всемирной торговой организации и включение сбора в абонентскую плату не стыкуется с российским законодательством в сфере защиты прав потребителей.

Как указывают авторы письма, РСП напрасно считает, что сейчас весь контент, потребляемый пользователями интернета, пиратский. Напротив, рынок цифровой дистрибуции на протяжении последних лет уверенно растет, и введение цифровой амнистии убьет бизнес-модели, которые используют действующие легальные площадки. Опрос “Денег” показал, что основные положения, заявленные в письме, разделяют и в компаниях, представители которых под ним не подписались. “Мы разделяем позицию интернет-индустрии, операторов связи и правообладателей, заявленную в открытом письме, и полагаем, что предложенная концепция не будет способствовать борьбе с пиратством,— сказали в российском офисе Google.— Интернет, в частности инструменты Google, позволяют правообладателям защищать авторские права и получать прибыль”. Впрочем, вряд ли это мнение заинтересует кого-нибудь в РСП. Представители Google гордятся, что “выплаты правообладателям по системе защиты прав на YouTube уже превысили $1 млрд”. Но это во всем мире и с 2007 года. РСП хочет получать примерно столько же каждый год.

Ну и наконец, буквально накануне, в середине ноября, Госдума, как и планировалось, распространила действие антипиратского закона, который пока защищает только авторов и продавцов видеопродукции, на все виды цифрового контента — софт, музыку и книги.

Блокировка без суда

1 августа 2013 года российские правообладатели получили возможность обращаться в Роскомнадзор с требованием о пресечении незаконного распространения кино-, теле- и видеопродукции. Антипиратский закон позволяет отключить любую страницу до тех пор, пока суд не установит, пиратская она или не очень. Для этого необходимо получить “определение о предварительном обеспечении защиты исключительных прав”, которое выдает Мосгорсуд. Роскомнадзор обращается к компании, которая обеспечивает пиратов хостингом, а та должна связаться с владельцами сайта и потребовать удаления спорного контента в течение 24 часов. Если через три дня этого не произойдет, хостинговая компания должна сама отключить пиратов. В противном случае Роскомнадзор должен обратиться к операторам, чтобы они перекрыли абонентам доступ к сайту.

С мая 2015 года схема будет действовать в отношении всех объектов авторского права. Кроме того, вводится вечная блокировка сайтов, которые дважды проиграют в суде одному и тому же правообладателю. “В рамках действующего закона борьба с пиратами давала мало эффекта при больших трудозатратах: через суд можно запретить доступ к конкретной странице, но сайт продолжает работать, открывая новую с таким же контентом,— говорит Сергей Лившиц, генеральный директор онлайн-кинотеатра Tvzavr.ru.— И так может продолжаться бесконечно. По новому закону если есть два судебных решения, то сайт можно блокировать. Это, без сомнения, прогресс”.

Еще одно важное новшество: в законе говорится не только об объектах авторских и смежных прав, но и об “информации, необходимой для их получения”. Как минимум это файлы с разрешением .torrent, как максимум — страницы выдачи поисковиков. Последним теперь будет намного труднее оправдывать ссылки на пиратский контент тем, что они просто реагируют на запросы пользователей. “Мы будем работать в этом направлении, будем настаивать на блокировке ссылок, а также убеждать поисковики делать нерелевантными сайты, которые регулярно распространяют пиратский контент”,— обещает директор по контенту онлайн-кинотеатра ivi.ru Ольга Филипук.

“Основной трафик на пиратские сайты привлекают не поисковые системы: запрос “смотреть карточный домик” гораздо менее популярен, чем просто “карточный домик”,— говорят в Google.— Более того, владельцы некоторых пиратских сайтов открыто заявляют, что не зависят от поисковых систем, поскольку пользователи узнают о таких сайтах через социальные сети, от друзей или знакомых. На пиратские сайты, такие как The Pirate Bay, приходится всего 16% совокупного трафика крупнейших поисковых систем Yahoo, Bing и Google”.

Впрочем, Google, подчиняясь соответствующим нормам американского законодательства (US Digital Millennium Copyright Act; DMCA), и так вынуждена блокировать ссылки, если этого требуют правообладатели. “В 2013 году из 224 млн заявленных к удалению адресов веб-страниц мы удалили из результатов поиска 222 млн, то есть отклоненными осталось менее 1% запросов”,— рассказали “Деньгам” в компании.

Бессовестная конкуренция

Правообладатели и их представители судебную активность афишируют редко, однако даже беглый поиск по базе “Консультанта” показывает, что с тех пор, как государство наделило их соответствующими возможностями, они не сидели сложа руки. В ноябре только по заявлению компании “А Сериал” Мосгорсуд обязал Роскомнадзор заблокировать сразу 14 сайтов, где можно было скачать или посмотреть “Игру престолов”, “Подпольную империю” и еще несколько сериалов из каталога кинокомпании HBO, который в России на нескольких площадках эксклюзивно представляет “Амедиа”. В октябре подобное решение было вынесено в отношении 15 сайтов. С августа 2013 года таких решений вынесено несколько десятков. Некоторые касаются отдельных сайтов, другие — сразу множества.

И все равно первая же ссылка, которую Google выдает по запросу “игра престолов смотреть онлайн”, отправит вас на пиратский сайт, где все сезоны сериала доступны к просмотру онлайн. “Два месяца после вступления закона в силу мы видели некую нервозность пиратов, но вскоре все успокоились, нашли способы обходить закон, вышли из зоны .ru, и все вернулось на круги своя”,— говорит Филипук.

В последние годы многие, как мантру, повторяли: стоит создать действительно удобный, не очень дорогой сервис с хорошим каталогом — и лень сделает свое дело. Однако теперь очевидно, что обойти пиратов в удобстве труднее, чем многим казалось в эпоху торрентов (которая, кажется, из-за возможности смотреть и слушать что угодно онлайн, не скачивая, близится к закату). Пираты предлагают несколько звуковых дорожек (в том числе оригинальные и “амедиевские”). Даже субтитры есть. Можно смотреть в браузере. Можно передать изображение на телевизионную приставку или медиаплеер (сервис “Амедиатека”, кстати, такую возможность открыл совсем недавно и не для всех устройств). Видео у пиратов, конечно, не Full HD, но смотреть можно. Что еще остается? У “Амедиатеки” классный сайт и новые серии появляются сразу после мировой премьеры. Впрочем, российская аудитория в отличие от западной приучена к запойному сериалосмотрению (модель потребления — качать целыми сезонами), а рекламу опытные кинокрады пропускают через “баннерорезки”.

По результатам недавнего исследования фонда “Общественное мнение”, 68% россиян хотя бы раз в месяц что-нибудь скачивают, просматривают или прослушивают онлайн. 62% пользователей не могут отличить легальный контент от пиратского. 40% признаются, что не готовы платить за то, что можно взять бесплатно. Только 13% респондентов рассказали, что им приходилось платить за просмотр фильмов, 5% платили за музыку, 6% — за электронные книги.

И все-таки совсем незаметно для индустрии принятие антипиратского закона не прошло. Благодаря ему компаниям, которые пытаются развивать легальные сервисы, стало легче договариваться и с правообладателями, и с инвесторами. “За последний год удалось о многом договориться с правообладателями. Прежде всего мы добились более коротких прокатных окон: теперь фильм может появиться спустя всего две-три недели после премьеры,— говорят в ivi.ru.— Кроме того, правообладатели дают нам доверенность на зачистку пиратских ссылок, и мы совместными усилиями избавляемся от нелегальных копий или замещаем их своими плеерами”.

В общем, сервисы с легальным контентом, похоже, смирились, что их услугами еще долго будет пользоваться малая часть российской интернет-аудитории. Заставить платить каждого и правда можно только так, как это хочет сделать РСП,— просто забирая часть абонентской платы.

 

ОЛЕГ ХОХЛОВ

По информации:  www.kommersant.ru

Ранее

Арестованный выбор

Далее

Молитва. Антуан де Сент-Экзюпери

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru