Российские парламентарии обеспокоились бесконтрольной деятельностью ведомства Кирилла Бельянинова.
В бесконечной теме борьбы с коррупцией есть удивительные островки неприкосновенности. Одним из таких островков является российская таможня во главе с ее руководителем Андреем Бельяниновым. Однако при более внимательном ознакомлении с этим оазисом выясняется, что он достаточно непригляден.
Напомню, что долгие годы у нас существовала совершенно недопустимая система, когда, по инициативе ФТС, при ней функционировала коммерческая структура РОСТЭК. Лишь после прямого указания президента в 2012 году эта связка была запрещена. Однако руководство ФТС со своими друзьями-коммерсантами расставаться не пожелало и начало поиски новой формы взаимовыгодного братства.
В июле 2013 года глава ФТС Бельянинов своим приказом фактически прекратил действие предусмотренных специальной конвенцией книжек МДП, предъявления которых было достаточно для прохождения груза через границу. Это потребовало разрыва отношений с многолетним партнером — членом Международного союза автотранспорта — Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), представляющей огромную армию отечественных грузоперевозчиков. В качестве повода изобрели и растиражировали версию о задолженности этой структуры перед таможней на фантастическую сумму — 20 млрд рублей. Для понимания абсурдности этого утверждения достаточно сослаться на тот факт, что ФТС не имеет ни одного решения суда или исполнительного листа в подтверждение этой задолженности. Юридически ее просто не существует.
Мало того, глава ФТС заявил, что конвенция по МДП не отражает интересы страны, но в чем конкретно это выражается — не пояснил. Объявил, что ФТС внесет в МИД свои предложения, но их никто не видел. По сути, ФТС, развязав конфликт с международной системой автоперевозок, подбросила дровишек в костер и без того непростых отношений с Евросоюзом.
Зачем понадобился этот погром на направлении, которое не было проблемным? Для меня ответ очевиден, и он вытекает из действий главы ФТС, которые он осуществил синхронно по времени. По его прямому указанию при всех таможенных постах угнездились представители шести отобранных им лично коммерческих структур. С каждой машины эти веселые ребята стали собирать совершенно надуманный дополнительный платеж, причем без предъявления квитанции об уплате или уведомления от навязанных фирм таможенники грузы не пропускают.
Разрывом отношений с АСМАП и отказом от действия книжек МДП были затронуты интересы огромной армии грузоперевозчиков, что автоматически отразилось и на получателях грузов. Дума обращалась в правительство РФ с просьбой принять необходимые меры, и 26 ноября 2013 года вице-премьер Игорь Шувалов провел специальное совещание. Принятые решения были отражены в протоколе: обеспечить продолжение действия книжек МДП; подготовить и внести в правительство проект директив о проведении переговоров по вопросам возможных изменений Таможенной конвенции и разработать условия открытых конкурсов по определению национального гарантийного объединения в части страхования. Ни одна из этих позиций на сегодня не выполнена — «шкуродерня при таможне», как поименовали ее журналисты, продолжает свою деятельность.
Тем не менее попытка остановить продолжающуюся расправу над грузоперевозчиками из АСМАП позволила полнее погрузиться в не менее важные, можно сказать, системные, проблемы таможни. По моему мнению, они носят коррупционный характер и напрямую связаны с личностью главы ФТС.
Так, за получение ежемесячной мзды с перевозчиков на одном из таможенных постов Брянской области была осуждена группа местных ростэковцев. Создал эту, я бы сказал, организованную преступную группу некий Романов. Проживал он в подмосковном особняке, а в Брянской области бывал лишь наездами, но организовать эту группу ему было несложно, поскольку он являлся советником гендиректора РОСТЭКа. Оказался на этой должности явно по протекции г-на Бельянинова, что и неудивительно. Ведь они бывшие сослуживцы, еще по временам совместной службы в Германии, и ближайшие друзья, если судить по растиражированным кадрам в интернете, где в ходе ресторанных празднований они дружным дуэтом проникновенно распевают песни о юных барабанщиках.
Нет сомнений, что дуэт распался ненадолго, поскольку в конечном итоге судебные инстанции снизили Романову наказание с пяти лет до двух, а штраф со ста семнадцати миллионов рублей до двадцати трех. Интересны мотивы смягчения — участие Романова в благотворительности и тот факт, что мать у него 70 лет тому назад была участницей ВОВ. Но какие претензии к судьям, если прокуроры еще гуманнее — на протяжении всего следствия и в суде требовали освободить певца-благотворителя из-под стражи, а сумму штрафа ограничить двумя миллионами?
Но вот новый факт. Газета «Век» рассказала о работе некоего Ермолина, фактически обвинив его в том, что он выстраивает в таможенном ведомстве коррупционную вертикаль. Каких-либо судебных исков в защиту чести и достоинства от Ермолина не последовало, равно как и опровержений со стороны ФТС. Правда, Северо-Западное следственное управление на транспорте начало вялую доследственную проверку по заявлению одного из «потерпевших» от его действий таможенников, но в перспективу уголовного дела верить трудно, и вовсе не из-за нерадивости следователей. Могу перечислить несколько хорошо известных проверок в отношении главы ФТС, которые были мучением для следствия и заканчивались маловразумительными отказными постановлениями.
Очевидно, что номенклатурная высота определенного ряда чиновников исключает возможность объективного расследования без санкции политического руководства страны.
Однако в данном случае есть бесспорные действия главы ФТС, которым можно и нужно давать оценку уже сегодня, и делать это должны явно не рядовые следователи. Я имею в виду приказ по ФТС №1120 от 18.06.2014, в соответствии с которым глава ФТС создал под своим непосредственным руководством «группу по особым поручениям», назначив Ермолина ее руководителем. Наделил его огромными полномочиями: правом беспрепятственного доступа на любые объекты таможни, ознакомления с любыми служебными документами, правом пользования всеми видами служебного транспорта, привлечения подразделений силового обеспечения таможенных органов, дачи указаний должностным лицам о приостановлении таможенного оформления товаров и т.д.
Создана эта группа «в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства». Оказывается, 3500 сотрудников центрального аппарата ФТС обеспечить законность в своем ведомстве не в состоянии — нужен герой извне. Им и оказался упомянутый Ермолин. Этого мессию Андрей Юрьевич отыскал в одной из коммерческих структур на таможенном поле — в НКК (Национальной контейнерной компании). Отметим, что к этой компании имел прямое отношение Виталий Южилин — депутат, возглавляющий в Госдуме РФ подкомитет по таможенному регулированию. То есть Ермолин — советник главы ФТС и одновременно помощник Южилина на общественных началах. Вот такие «связочки»…
Введя Ермолина в штат и подчинив исключительно себе, Бельянинов еще и подыскал ему помощника — первого зама начальника Управления по противодействию коррупции ФТС (!). Нет сомнений, что с таким ресурсом, как спецслужба под мышкой, новоявленный ревизор от Андрея Юрьевича сможет «разъяснить истину» любому таможеннику.
Особо стоит напомнить, что с 2006 года, по указанию президента, в ФТС была введена должность замруководителя по правоохране с подчинением ему всего силового блока, что обеспечило ему полную независимость. Но оказалось, что в таком виде служба безопасности Бельянинову не нужна. При странном невмешательстве сверху была осуществлена оригинальная «реорганизация», в результате которой эта должность была выведена из двойного подчинения. И конечно, возглавил ее еще один из советников Андрея Юрьевича, им назначенный и ему подотчетный.
Ясно, что в силу непростой международной обстановки понятия «граница» и «таможня» сегодня имеют особый характер. При таких обстоятельствах заниматься кадровым оздоровлением ФТС непросто.
Но давайте признаем также, что антикоррупционный настрой в обществе нарастает. Мошеннические финансовые схемы, взятки, поборы и т.п. вызывают уже такое негодование подавляющего большинства россиян, что пора задаться вопросом: как отражается эта открыто демонстрируемая неприкосновенность определенного круга госчиновников на внутреннем единстве общества?
Именно такую негативную реальность мы имеем в данном случае, когда глава ФТС полностью избавлен от всех видов контроля и ответственности.
Прошу считать этот материал официальным депутатским запросом Генеральному прокурору, председателю Следственного комитета, министру внутренних дел, Управлению Президента РФ по вопросам противодействия коррупции.
Дмитрий ГОРОВЦОВ
заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности
и противодействию коррупции
По информации: www.novayagazeta.ru