Призрак банковского кризиса

С прошлой недели Судостроительный банк ввёл лимиты на выдачу наличных, а позавчера их урезал вдвое

выдач

Призрак бродит по России, призрак банковского кризиса. С прошлой пятницы Судостроительный банк ввёл лимиты на выдачу наличных, а вчера их урезал вдвое: теперь, чтобы получить наличку в офисе, её надо заказывать за день, но без каких-либо гарантий, что деньги действительно привезут. Межбанковские переводы идут с задержкой в несколько дней или вообще не проводятся (мне отменили вывод средств на счёт Яндекс-денег, например).

Разумеется, когда банк из топ-100 испытывает такие проблемы на фоне бесконечного падения рубля – это не совпадение. А сегодня мне мой контрагент написал, что у него трудности с Таврическим банком – судя по всему, тоже зависли деньги, причём сумма куда серьёзнее моей.

Видимо СБ-банк и Таврический не настолько крупны, чтобы спровоцировать панику или хоть сколько-нибудь заметное обсуждение их проблем. И это к лучшему – паника ни один банк из ямы не вытащила. Но я почему-то не сомневаюсь, что они не последние жертвы кризиса. Сколько-то банков спустя – может, пять, а может один – и цепная реакция банковской паники всё же начнётся. А если банки начнут падать, то экономику парализует: ни тебе оплаты контрактов, ни зарплат. И это точно не поможет остановить крах. Самые элементарные и привычные вещи вдруг станут проблемой, а наши деньги перестанут быть нашими, а станут чьими-то ещё, и не от нас будет зависеть, вернутся ли они обратно.

Впрочем, у нас всё ещё есть стабфонд и Агентство страхования вкладов. И в том числе тот факт, что страховая защита вкладов с прошлого года распространена на ИП, объясняет моё философское отношение к ситуации. По-моему, лучше, если АСВ придёт по твой банк раньше, чем позже: рано или поздно и у него закончатся деньги, и на спасение вкладов в тех банках, что держались дольше других, может элементарно не хватить. А если государство попытается напечатать больше денег, чтобы расплатиться по долгам, то оно окончательно сбросит экономику с обрыва в свободное падение, потому что когда лопаются банки – деньги теряют их вкладчики. Когда печатают деньги – он обесцениваются у всех.

Говорят, история повторяется по спирали. Если это так – то в нашем случае она нисходящая: к угрозе-2015 мы подошли с ещё худшими перспективами чем в 1998 году. Тогда кризис оздоровил экономику и дал ей новый старт. Сейчас, в условиях санкций, никто не выстроится к нам в очередь за вновь дешёвой, в пересчёте на доллары, и качественной рабочей силой. И подешевевшие ресурсы нам не сильно помогут. За счёт чего экономика пойдёт вверх – разве что вытянет себя за волосы, как Мюнхгаузен из болота – совершенно неясно.

Разумеется, у глубогоко падения есть положительная сторона: обещание большого потенциала взлёта. Дно – не навсегда. Но оно может длиться долго. И чтобы прекратить падать, и начать взлетать, власти нужно принимать какие-то решения. Тушить пожар деньгами вечно не получится: когда деньги кончатся, процесс пойдёт неконтролируемо.

Пока воли решать не видно – поводов у оптимистичного взгляда на будущее нашей экономики у меня нет.

Егор Коткин

Фото: 4geo.ru

По информации: facebook.com

Ранее

Страшный случай «русофобии» в Сент-Морице

Далее

Как строили Алабяно-Балтийский тоннель

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru