Все последние месяцы украинское руководство довольно безучастно наблюдало за тем, как Россия хозяйничает в Крыму, ограничиваясь лишь традиционными жалобами на бесцеремонность агрессора.
Все последние месяцы украинское руководство довольно безучастно наблюдало за тем, как Россия хозяйничает в Крыму, ограничиваясь лишь традиционными жалобами на бесцеремонность агрессора. Хотя о каких церемониях в данном случае может идти речь? За прошедший год Киев лишь раз сделал попытку отсудить себе хоть какой-то кусочек Крыма – речь идет о коллекции скифского золота из музеев полуострова. И вот теперь, похоже, до властей Украины начинает доходить, что неплохо было бы и побороться если не за Крым, то хотя бы за что-то с ним связанное, ведь перспективы у такой борьбы есть, пусть и очень далекие.
Приглашение к переезду
Первым делом правительство Украины решило вернуть Киеву самые знаменитые бренды крымских вин. По заявлению министра аграрной политики Украины Алексея Павленко, перерегистрация брендов является «делом чести» для украинского руководства. В Крыму мнения на этот счет разошлись: часть производителей готова перебраться под украинскую юрисдикцию, другие называют озвученную Павленко идею по меньшей степени «удивительной».
Свои намерения украинские власти объясняют тем, что сегодня решением проблем указанных предприятий, а всего в списке на перерегистрацию находится 23 производителя, признанных Павленко «самобытными украинскими брендами», никто не занимается. Помимо этого, в Киеве рассчитывают, что из-за перерегистрации российские власти не смогут использовать крымские бренды за пределами России. Для того чтобы облегчить жизнь крымских виноделов, украинский Минюст также подготовил постановление, согласно которому предприятия Крыма могут по упрощенной системе перерегистрировать свое предприятие в любом регионе Украины.
«Самобытными украинскими брендами», с точки зрения официального Киева, являются и «Массандра», и «Новый Свет», и «Магарач». Хотя еще в октябре 2014 года «Массандра» и входящие в ее состав несколько винзаводов (в Ливадии, Гурзуфе, Алуште, Судаке, Приветном) были переданы федеральным предприятиям Управления администрации президента РФ. Почти одновременно украинские СМИ распространили информацию, что «Массандра» переносит свое производство на украинскую территорию. И что мощности для предприятия якобы будут предоставлены заводом «Таврия» и Одессавинпромом. Глава Крыма Сергей Аксенов назвал эти сообщения «бредом».
Винодельческий завод «Массандра» в Крыму. Фото: ТАСС / Валерий Шарифулин
Сами крымские виноделы, похоже, пока не в курсе, что они куда-то переезжают. Последние заявления украинских властей по поводу судьбы крымских брендов прокомментировала председатель Крымского бюро винограда и вина, директор завода шампанских вин «Новый Свет» Янина Павленко. Ранее она рассказывала, что все 47 предприятий виноградарской и винодельческой отрасли полуострова получили российские лицензии. Теперь же Павленконазвала позицию Киева в данном вопросе «удивительной» – ведь год назад, когда Крым присоединяли к России, украинские чиновники предпочли полностью забыть о судьбе перечисленных предприятий.
По словам главы «Нового Света», несмотря на все трудности последнего года, крымские винзаводы не останавливались ни на один день, продолжали выпускать продукцию и выплачивать заработную плату своим работникам. В свою очередь власти Крыма после национализации и регистрации предприятий в России определили госорганы для управления ими. Да и сама перерегистрация предприятий не предусмотрена ни российским, ни украинским законодательством. По этой причине Киеву, дескать, и не стоит сожалеть о судьбе крымских виноделов, а тем более забирать их под свое крыло.
Тем не менее уже сейчас в материковой части Украины разливается вино под торговой маркой «Коктебель», а в Херсонскую область частично переведено производство лидера винного рынка – «Инкермана».
Завод марочных вин и коньяков «Коктебель». Фото: ТАСС / Алексей Павлишак
Кто кого перепоит
С правовой точки зрения ситуация с брендами выглядит крайне запутанной. Торговые марки, о которых идет речь, были зарегистрированы в патентной службе Украины, и никто их оттуда не удалял. Но сами производства де-факто перешли под юрисдикцию России, да и бренды уже зарегистрированы в Роспатенте. То есть, по сути, их владельцами и распорядителями являются обе стороны.
Так что теперь не исключена ситуация, когда производить вино под маркой той же «Массандры» начнут обе страны – и Россия, и Украина. В таком случае судьба экспорта будет решаться уже не ими, а теми странами, куда эти предприятия захотят поставлять вино. Уже от них будет зависеть, какую «Массандру» они захотят пустить к себе на рынок: российскую, украинскую, а может, и обе или никакую. Можно будет устраивать соревнования, кто кого перепоит крымским вином: Украина своих союзников или Россия – своих.
Винодельческий завод «Массандра» в Крыму. Фото: ТАСС / Валерий Шарифулин
В Киеве между тем уверены, что крымские виноделы не хотят терять именно украинский рынок. И поскольку в конце прошлого года Украина полностью запретила ввозить на свою территорию крымские продукты питания, в том числе и алкогольную продукцию, прибыль крымских предприятий упала, поэтому теперь они с удовольствием переедут на «большую землю». Тем более что такой переезд автоматически отменяет санкции, которые в прошлом году ЕС и США ввели в отношении крымских производителей.
В то же время только в марте прошлого года на волне ажиотажа после присоединения полуострова продажи крымского вина в России выросли сразу вдвое. Потом, правда, наблюдался некоторый спад, но сегодня, как утверждает московская пресса, каждая шестая бутылка вина, проданная в российских магазинах, разлита на полуострове.
До присоединения Крыма к РФ на Россию приходилось более 90% всего экспорта украинских вин. И все же при этом основным рынком сбыта даже для крымских компаний оставался внутренний – то есть в те времена украинский. Так, даже крупнейший экспортер украинских вин «Инкерман» экспортировал чуть больше трети своей продукции. К тому же не стоит забывать, что поставки крымских вин в Россию осуществлялись через материковую часть Украины, которая сейчас для них закрыта. Перспективы со строительством Керченской переправы, несмотря на весь оптимизм властей полуострова, крайне туманны, поэтому возникает очевидная проблема с логистикой, а следовательно, и со сбытом.
Крымским предприятиям сейчас трудно продолжать экспортировать свои вина в Азию – Китай, Тайвань и прочие страны. Раньше товар доставлялся контейнерами через Одессу и дальше – морем. Теперь этот путь закрыт.
Завод шампанских вин «Новый Свет». Фото: ТАСС / Алексей Павлишак
Что касается внутреннего украинского рынка, то ранее на долю крымских предприятий приходилось 55–57% всего бутилированного вина на Украине. После потери полуострова даже заводы материковой части Украины сократили производство на 27% по сравнению с 2013 годом – до 15 млн декалитров. Вместе с тем за минувший год в общем производстве возрос удельный вес шампанских и игристых виноматериалов (с 31% до 37%) и коньячных (с 18% до 20%). Так что без собственного алкоголя Украина, конечно, не останется, даже расставшись с крымскими брендами.
Оценивать же сегодня шансы двух конфликтующих государств оставить за собой «Массандру» с «Новым Светом» – дело неблагодарное. Ситуация в российско-украинских отношениях остается настолько шаткой, что в любой момент грозит обернуться хаосом, в котором за голосами «Градов» и «Ураганов» мало кому будет дела до крымских вин. Тем более без привязки к собственно статусу Крыма.
По информации: slon.ru