О чем будет договариваться нормандская четверка в Минске.
Во второй половине воскресного дня Россия, Германия, Франция и Украина все-таки вышли на договоренности по урегулированию ситуации на Донбассе в так называемом «нормандском формате». Согласно предварительным данным, лидеры четырех государств проведут встречу в Минске в среду, 11 февраля, что уже подтвердил Владимир Путин в телефонном разговоре с белорусским коллегой. Комментируя эту конфигурацию переговоров, эксперты, опрошенные «Лентой.ру», в подавляющем большинстве выражают искренне удивление, параллельно отмечая, правда, изменение политического веса Белоруссии на международной арене.
Опять вчетвером
Телефонные переговоры в «нормандском формате», столь ожидаемые, прошли в воскресенье без особой огласки. О том, что они состоялись, первым заявил официальный представитель правительства Германии Штеффен Зайберт. Позже последовало подтверждение от пресс-службы украинского президента. И лишь затем в Сочи, где находился в воскресенье российский президент, подтвердили — да, переговоры уже состоялись. Предстоящую встречу в Минске подтвердил сам Владимир Путин в разговоре с белорусским коллегой Александром Лукашенко.
«Только что я закончил разговор с коллегами из Киева, Берлина и Парижа в так называемом “нормандском формате”, — проинформировал он своего гостя. — Мы договорились о том, что постараемся организовать встречу в таком же формате между главами государств и правительств в Минске, будем ориентироваться на среду, если к этому времени удастся согласовать ряд позиций, которые мы в последнее время интенсивно обсуждали».
Над их согласованием в понедельник в Берлине продолжат работу экспертные группы, а затем пройдет заседание контактной группы. Их задача — «подготовить условия и содержательное наполнение планируемой встречи». Если результаты переговоров всех удовлетворят, лидеры России, Германии, Франции и Украины приедут в Минск.
«Я просил бы вас помочь нам провести эту встречу так, как вы это делали до сих пор, — попросил Путин Лукашенко. — Любезно предоставить минскую площадку для встреч на экспертном уровне».
«Я в курсе дела. Петр Порошенко позвонил мне несколько минут тому назад и сказал тоже об этом», — ответил Лукашенко. «Заверяю вас, что ради того, чтобы было спокойно в нашем общем доме, — все-таки это не чужие нам люди в Донецке, в Донбассе, на Украине, — мы в Белоруссии сделаем все, чтобы выйти из ситуации, в которую они попали», — подытожил белорусский президент.
Старые песни о главном
Ни анонсированный «нормандский формат» встречи, ни место саммита пока не позволяют понять, как именно президенты готовы преодолевать противоречия, возникающие и из состава саммита (в котором по-прежнему не представлены лидеры мятежных самопровозглашенных республик), и из минского протокола. Дело в том, и «Лента.ру» об этом неоднократно писала, что существующий документ не учитывает изменений, произошедших с момента подписания протокола в начале сентября 2014 года.
В частности, за это время ДНР и ЛНР предприняли ряд усилий по изменению своего юридического статуса — провели хоть и спорные по ряду моментов, но выборы, а также сформировали органы власти. Не менее интересно, что выпущенные сразу после подписания минского соглашения сопроводительные документы зафиксировали некоторые меры — от прекращения огня до передачи аэропорта в Донецке ополчению. Как показали последующие события, даже подписанные четверкой переговорщиков бумаги не имеют реального веса, поскольку не учитывают ни постоянного передвижения линии фронта, ни очевидного нежелания сторон исполнять договоренности по тотальному прекращению огня и отводу тяжелого вооружения.
Однако больше всего недоумения у экспертов вызывает согласие России фактически представлять на переговорах интересы мятежных республик, что вновь ставит Москву в довольно сомнительное положение.
«Почему Россия опять согласилась на “нормандский формат”? Позиция России разве снова поменялась? Москва в последнее время говорила, что переговоры о мире без участия ДНР и ЛНР просто невозможны. Теперь возможны? Я правильно понимаю, что на встрече в Минске с лидерами Украины, Германии и Франции 11 февраля Владимир Путин будет в глазах мирового сообщества как бы одновременно представлять и Россию, и ЛНР с ДНР?», — задается риторическими вопросами в своем аккаунте в социальной сети Facebook Николай Злобин, и политологи его активно цитируют, выражая свое согласие с ним.
Дипломатический прорыв
Похожим образом высказывается о переговорах и минский политолог Юрий Шевцов, заметивший в комментарии корреспондентам «Ленты.ру», что от переговоров в Минске следует ждать «лишь некоторого шага в урегулировании кризиса». «Причем есть большие сомнения, что этот шаг приведет к прекращению войны. Но, быть может, удастся нащупать новые рычаги влияния на конфликт, которые дадут шанс искать реальное решение постепенно», — замечает он, подчеркивая, что рано или поздно стороны согласятся с необходимостью участия в переговорах лидеров Новороссии. По его мнению, «логичнее всего это будет сделать именно в Минске, памятуя о контактах, которые выстроил с республиками лично Лукашенко, пригласивший, по некоторым данным, в ходе переговоров представителей республик жить в его резиденции».
Главное, что отмечает эксперт, «нормандский формат» «выглядит не слишком перспективным, но сам по себе он несет сигнал для США, что ЕС может выступить в украинском кризисе очень самостоятельно. Во всяком случае такая настойчивая попытка перед нами налицо».
Также в разговоре с «Лентой.ру» Шевцов отметил еще один сенсационный аспект переговоров в «нормандском формате», не сразу бросающийся в глаза. По его мнению, если саммит в Минске пройдет с участием европейских лидеров, то это будет означать прорыв дипломатической блокады, в которой Минск пребывал последние годы.
«Белоруссия уже много лет под санкциями со стороны ЕС и США. В Минске, к слову, нет посла США — есть лишь временный поверенный, а от посольства США остались только пять дипломатов из 45. А тут целый саммит с участием ключевых стран ЕС по ключевой для ЕС проблеме и без участия США. Для Минска — очень сильный плюс, сопоставимый с окончательной ликвидацией дипломатической блокады», — замечает Шевцов.
Он подчеркивает, что сам по себе минский формат «расставил по местам реальных игроков» — Белоруссия, по мнению Шевцова, отныне воспринимается всеми участниками кризиса как сильный игрок по Украине». И это, похоже, единственное, о чем можно говорить уверенно.