Сдай коллегу, получи вознаграждение

Чиновники, заявившие о коррупции, будут получать премию.

efd3c658981b1e657f0071e4c26a88f5Правительство подготовило законопроект, по которому госслужащему, заявившему о взятке, гарантируется не только вознаграждение, но и конфиденциальность, защита и сохранение рабочего места.

Правительством подготовлены поправки, направленные на защиту лиц, сообщивших о коррупционном правонарушении. Законопроект (есть в распоряжении «Известий») разработан в рамках национального плана противодействия коррупции на 2014–2015 годы на основе предложений, сформулированных по итогам заседания 18 декабря 2014 года в Общественной палате с участием экспертного совета при Управлении президента по вопросам противодействия коррупции. Нормы законопроекта распространяются только на сотрудников государственной и муниципальной службы, а также работников государственных корпораций, федеральных фондов и различных организаций. Об этом «Известиям» рассказали в Министерстве труда и социальной защиты.

— Законопроект направлен на обеспечение защиты лиц, сообщивших в интересах общества информацию о незаконной деятельности внутри государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, включая государственные корпорации, государственных внебюджетных фондов, государственных учреждений и предприятий, частных предприятий, общественных организаций, от любых негативных последствий, в частности ущемления их прав и законных интересов, связанных с сообщением, — пояснили в пресс-службе Минтруда.

Согласно законопроекту, в случае если государственный служащий или сотрудник госкомпании обращается с заявлением о коррупционном правонарушении, то ему предоставляется бесплатная юридическая помощь, гарантируется конфиденциальность представленных сведений и информации о его личности и родственниках органами прокуратуры и работодателем. Помимо этого, предоставляется защита от неправомерного увольнения в течение 3 лет после подачи заявления о коррупционном нарушении. Это означает, что в случае если сотрудника попытаются уволить или перевести на другое место работы после подачи его заявления, то это можно будет сделать только после заседания аттестационной комиссии, на котором в обязательном порядке должен присутствовать прокурор. Надзор за соблюдением прав и законных интересов лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, будет осуществляться Генеральной прокуратурой.

Помимо этого, предусматривается и финансовый бонус. Законом предусмотрена возможность выплаты материального вознаграждения в том случае, если передача сообщения о коррупционном правонарушении позволила предотвратить причинение ущерба государственной или муниципальной казне, государственному или муниципальному имуществу. Если сообщение оказалось правдивым, то заявителю выплачивается вознаграждение в размере 5–15% от суммы предотвращенного ущерба. Но есть некоторые ограничения. Во-первых, сумма должна быть установлена решением суда или Счетной палатой. Во-вторых, сумма такого денежного вознаграждения не может превышать 3 млн рублей. Однако руководством госоргана, в котором было выявлено коррупционное нарушение, могут быть установлены дополнительные меры поощрения — от денежного вознаграждения до благодарственного письма.

Председатель Национального антикоррупционного комитета и член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов уверен, что над предлагаемыми нормами еще предстоит много работать.

— Здесь предлагается западная модель. Например, в США за коррупционное правонарушение на юридических лиц налагается штраф, но заявитель о коррупционном нарушении получает 10% от штрафа. Хочу отметить, что до введения вознаграждения в размере 10% от штрафа заявителям выплачивалось до $100 тыс., закон не работал, потому что никто не хотел за такую сумму себя подставлять. А кто будет себя подставлять за 3 млн рублей? История с США очень показательна в этом вопросе, — рассказал Кирилл Кабанов. — Относительно программы защиты, у нас она есть в МВД, но при этом присутствует и высокий уровень коррумпированности. В целом предлагаемый механизм правильный, но для его нормального функционирования предстоит проделать большую работу.

Сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров считает, что предлагаемые нормы могут сформировать институт доносительства.

— Намерения благие — выявлять коррупционную составляющую в сделках, связанных с государственными финансами. Но зная нашу многогранную историю, я считаю, что таким образом можно сформировать атмосферу всеобщего доносительства, что может привести к лжедоносам, которые, в свою очередь, могут обернуться тяжкими последствиями. Эта опасность есть, и необходимо подходить к предлагаемым мерам очень осторожно, — отметил Андрей Назаров.

Председатель совета московского городского отделения «Опоры России» Александр Жарков полагает, что нужно делать упор на элементы общественного контроля.

— У нас с чиновниками и так не очень простая ситуация. Чего уж скрывать, что большая часть людей, которые идут на госслужбу, рассчитывают на дополнительный доход, а не на зарплату, для чего и создаются различные незаконные схемы. Я бы на месте законодателей уделил внимание общественному контролю и таких резких движений не делал. Россия заявила об инициативе общественного контроля, но не налажена работа по его осуществлению и не оценен эффект. А сейчас уже предлагается целая цепочка законов, что в принципе похоже на какую-то панику, а не на системную работу, — считает Александр Жарков.

Директор научно-образовательного центра противодействия коррупции Российской академии народного хозяйства и государственной службы Алексей Конов отметил, что одного принятия закона мало, поскольку даже подписание федерального закона еще не означает, что он вступил в полную силу, потому что всё будет зависеть от будущих подзаконных актов.

— Насколько всё будет работать, зависит не от закона, а от подзаконных актов. Многие вещи в дальнейшем будут устанавливаться указами президента и другими актами. США и Великобритания, где подобный инструмент развит, шли к этому годы, и всё равно у них есть различные вопросы о том, как выплачивать, как защищать и т.д., — пояснил Алексей Конов. — Мы находимся в самом начале пути и делаем первый шаг в попытке создания серьезного законодательства.

Предложения о введения денежных поощрений за сообщения о коррупционных преступлениях прежде уже вносил Совет по правам человека при президенте РФ, однако его инициатива так и не нашла необходимой поддержки. Некоторые крупные российские компании уже выплачивают сотрудникам денежные поощрения за сообщение о коррупции.

По информации:  izvestia.ru

Ранее

Вклад Путина в «мирный договор»

Далее

Рубль торжествует

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru