Как мы в Домжур… выходили

1963 год. В Иркутском университете открылось отделение журналистики. Мы, первокурсники, стали читать «свой» журнал «Советская печать». А там фотографии и репортажи из Центрального дома журналиста на Суворовском бульваре в Москве. Наш высший свет, который мы жадно осваивали пока по фамилиям и мероприятиям — «заседание секции очеркистов», «авторский вечер журналиста-международника», «лауреаты всесоюзного конкурса»…

премьера-у-квижинадзе-17-01-14

И вот, считай, уже полвека (!) вся моя жизнь — как и сотен моих коллег по «Комсомолке», «Советской России», «Молодому коммунисту», «Российской газете», а еще раньше — по «Восточно-Сибирской правде» и ставропольскому «Молодому ленинцу», потом «Московскому комсомольцу» и «Студенческому меридиану» — вся жизнь члена Союза журналистов неотделима от этого особняка — теперь уже на Никитском бульваре.

Сначала — добывание пригласительного на встречу с японистом Всеволодом Овчинниковым, автором блистательной «Ветки сакуры», или англофила Мэлора Стуруа, автора не менее блистательного «Времени по Гринвичу и по существу». Обе книги с автографами авторов — в домашней библиотеке, прочитаны уже внуками.

Первые робкие заглядывания в знаменитый ресторан Домжура, который славился не только лучшей в Москве кухней, но и тем, что был своеобразной штаб-квартирой самых влиятельных перьев страны: у них тут были свои постоянные столики, свои «приемные» часы, когда можно было запросто подсесть и показать свежеиспеченный текст.

Именно здесь порой решались судьбы будущих громких публикаций, которым непросто было прорваться сквозь цензурные и политические рогатки — и лишь хитроумные схемы, коллективно разработанные асами всех главных изданий — от «Правды» и «Известий» до какого-нибудь отраслевого «Тяжелого машиностроения» — помогали осуществить долгожданный обществом «залп» по бюрократам, догматикам, коррупционерам, номенклатурным персонам.

В Большом зале на втором этаже мы принимали профессиональные награды, когда твоя публикация признавалась в числе лучших за год. Здесь проводили свои «капустники» по случаю дня рождения любимой газеты. Сюда приводили близких и любимых на концерты, на первый показ новых кинофильмов, детей — на новогодние ёлки. В Домжуре прошла в голодные 90-е скромная, но вполне престижная из-за места проведения свадьба моей дочери.

А бессчетные «круглые столы» и пресс-конференции по всевозможным злободневным поводам?

Помнится, как-то и меня на одной из таких «разоблачал» партнер из числа тех, кто нуждался в информационной поддержке, но не ожидал, что информация может ударить и по нему. А консультации специалистов, которым можно было открыть все аргументы заранее, не опасаясь утечки на сторону, — таких тоже подбирал и привечал Домжур…

Да что говорить! В прошлые советские времена свои т.н. профессиональные дома и дворцы были у всех и повсюду — благо, их в обязательном порядке держали на балансе профсоюзы. Но далеко не все такие дома и дворцы становились родным местом, очагом, эпицентром общения и коллективной жизни. А Домжур, несмотря на крохотный объем маленького двухэтажного дореволюционного особнячка, сумел таковым стать. Как говорят, намоленное место, впитавшее энергетику тысяч выдающихся людей своего времени. Высший свет в прямом смысле. И я испытываю искреннее благоговение перед этими стенами, искреннее восхищение его Каминным и Мраморным залами со старинной мебелью, его Розовой и Голубой гостиными, его кинозалом и легендарным пивным залом, его шахматной площадкой, антикварно-букинистическим киоском, его художественными и фотогалереями на каждом свободном дюйме пространства. Сюда не заходишь, а выходишь — в смысле, выходишь в свет! Не такое уж доступное удовольствие в небогатые наши нынешние времена. Водила внучку на «Жизель» в Большой — ровно месячная пенсия; а сюда на детский мюзикл — за 200 рублей. Спасибо Домжуру!

Скажу больше: не будь Домжура, не состоялся бы, наверное, в последние десять лет наш ветеранский клуб журналистов «Комсомолки».

Начинали мы в Голубом зале редакции на улице Правды, где собрались на 80-летие родной газеты. А зимой шестой этаж, как мы всегда называли редакцию, сгорел. Редакция долго мыкалась, пока устроилась на новом отдаленном месте. А наш Клуб журналистов «КП» всех поколений приютил Домжур. Безвозмездно. Еще и с презентами от Союза журналистов, когда мы традиционно перед Новым годом собираемся чествовать своих юбиляров, вручаем им награды, материальную помощь, подарки, угощаем вкусностями. Но и кроме юбилейников, встречаемся в Домжуре: то на благотворительный ветеранский обед в «Дровах» (новый ресторан во дворе Домжура), который мы превращаем в восьмимартовский женский сбор; то на презентации новых книг членов клуба, каковых прошло за эти годы два десятка; то на сбор рабочего отдела «КП» всех поколений, когда за одним столом впервые за многие годы оказались главные редакторы «Комсомолки» нескольких периодов и журналисты-выходцы из рабочего, разведенные перестройкой по разные стороны политических баррикад. Домжур и здесь выручает: на его территории не действуют законы отторжения. Споры, дискуссии, полемика, выяснение позиций, яростное обсуждение, демонстрация силы, если надо, и терпимости, что более ему присуще… Здесь выкладываются газеты самых разных направлений и точек зрения, их можно взять бесплатно.

Здесь ежегодно поминают вместе с их семьями погибших на посту журналистов. А наш клуб именно здесь провел на 65-летие Великой Отечественной традиционную в «Комсомолке» «фронтовую землянку», собрав, как выяснилось, в последний раз вместе наших легендарных военкоров. Здесь, увы, мы проводим и поминки, иногда даже мемориальные вечера, когда наши товарищи уходят уже целыми плеядами. И надо сказать, что это тоже очень важно для человека еще живущего: знать, что после ухода товарищи, собравшись вместе, зажгут свечу в его память.

За десять последних лет совместной жизни нам стали родными и администраторы Домжура, и его хлопотун-директор, стараниями которого здание буквально на глазах приобрело респектабельный лоск, запаслось современной аппаратурой, необходимой для демонстрации и записи на многочисленных заседаниях и рабочих группах. Приятно читать про мероприятия клуба на сайте Домжура — значит, уже и мы для кого-то из новых поколений становимся притягательным элементом журналистской корпорации. И, может быть, еще через полвека кто-то напишет про нас: 2015 год, я впервые зашел в Домжур, чтобы своими глазами увидеть своих легендарных предшественников…

Людмила СЁМИНА

руководитель Клуба журналистов

всех поколений «Комсомольской правды»

Ранее

За ДЖ мы будем сражаться. А за честь?

Далее

У нас вырывают землю из-под ног

ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru