Смягчать наказание для VIP-коррупционеров не планируется.
Как выяснили «Известия», вопреки первоначальной задумке Совета по правам человека (СПЧ) при президенте под амнистию, приуроченную к 70-летию победы в Великой Отечественной войне, не попадут фигуранты резонансных уголовных дел — оппозиционеры братья Алексей и Олег Навальные, экс-глава департамента имущественных отношений Минобороны РФ Евгения Васильева и лидер партии «Альянс зеленых и социал-демократов» Глеб Фетисов. Проект амнистии, подготовленный СПЧ, до внесения в Государственную думу пройдет через ряд управлений Кремля, и там, скорее всего, он претерпит существенные изменения.
Как сообщили «Известиям» в СПЧ, проект пока не меняли и он уже находится на рассмотрении в администрации президента (АП).
— Администрация президента будет дорабатывать проект — так же как и в прошлый раз. Но статьи за хищения и мошенничество в крупном и особой крупном размере будут исключены, — заявили в совете.
Эту информацию подтвердили и в Кремле.
В АП считают, что правозащитники не услышали пожелания Владимира Путина, который поручил подойти к вопросу о новой амнистии «осторожно». В декабре 2014 года президент, говоря с членами СПЧ о механизме проведения амнистии к 70-летию победы в ВОВ, отмечал, что «это такая вещь, которая должна быть прозрачной», должны быть понятные процедуры, «отработанные представительным органом, обсужденные с общественностью».
— Законопроект Совета по правам человека об амнистии представлен в администрацию президента, но, естественно, он еще не готов. В настоящий момент он непроходной, поскольку президент поручил разработать проект амнистии для простых граждан, дать им шанс на исправление. Она ни в коем случае не должна распространяться на коррупционные дела. Необходимо проработать критерии, согласно которым определяется круг амнистируемых. Проект будут рассматривать, видоизменять, перерабатывать, — сообщил «Известиям» источник, близкий к администрации президента.
По информации «Известий», в Госдуму проект амнистии поступит в конце апреля — начале мая.
В рамках амнистий, приуроченных к юбилеям Победы, в 1995 году освободили 131 тыс. заключенных, в 2000-м — 206 тыс. в 2005 году — более 200 тыс. человек
Новый проект амнистии, который размещен на официальном портале СПЧ, предусматривает прекращение дел в отношении тех, кто осужден на срок до 5 лет, в том числе впервые совершивших умышленное преступление. Кроме того, в проекте амнистии есть пункты, предусматривающие смягчение наказания в отношении тех, кто был обвинен в мошенничестве.
Исходя из этих положений проекта, под амнистию попадает осужденный в конце минувшего года Олег Навальный (3,5 года лишения свободы за мошенничество по делу «Ив Роше»), обвиняемая в хищениях экс-глава департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева, а также экс-банкир Глеб Фетисов (проходит по делу о хищениях активов «Моего банка» на 555 млн рублей). Также в СПЧ говорят о том, что проект амнистии может коснуться и осужденных по «болотному делу», которые отсидели уже больше половины срока.
Согласно проекту, «должны полностью освобождаться впервые совершившие преступление, за которое назначено наказание до 3 лет лишения свободы». В пункте 4 сказано, что освободить от наказания следует «впервые совершивших умышленные преступления» — под эту категорию попадает Олег Навальный, осужденный на 3,5 года лишения свободы. Пункт 5 проекта предусматривает освобождение осужденных «на срок до 10 лет включительно… если они до истечения 6 месяцев с принятия настоящего постановления полностью возместили причиненный вред» — под этот пункт может попасть экс-глава департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева.
Также вдвое будет сокращен испытательный срок условно осужденных. Этот пункт может коснуться оппозиционера Алексея Навального, получившего 3,5 года лишения свободы условно по делу «Ив Роше».
Проект также предусматривает смягчение наказания для обвиняемых по ст. 159 УК РФ («Мошенничество»). Таким образом, под амнистию правозащитники хотят подвести и банкира Фетисова.
Член президиума СПЧ Илья Шаблинский пояснил «Известиям», что над проектом амнистии работали экс-судья Конституционного суда Тамара Морщакова и правозащитник Андрей Бабушкин.
— Совершенно новой является административная амнистия как часть общей. У нас никогда не проводилась амнистия лиц, в отношении которых были вынесены те или иные административные взыскания. Такого не было никогда. У нас в этой концепции амнистии есть такой пункт, согласно которому сроки лишения специальных прав как административного взыскания, вынесенного в отношении определенного круга лиц, могут быть уменьшены вдвое. Также вдвое уменьшится размер штрафов. Это особенность данного проекта. Неизвестно, как к нему отнесутся в администрации и Думе, — рассказал он. — Мы предполагаем, что раз есть повод и хорошая дата, то нужно людям, лишенным прав, улучшить настроение. Полагаем, что не все решения вынесены вполне правомерно. Главная часть проекта — амнистия лиц, в отношении которых вынесены приговоры в рамках уголовного судопроизводства.
Один из соавторов законопроекта об амнистии Андрей Бабушкин в разговоре с «Известиями» заявил, что «старая амнистия себя исчерпала», поэтому правозащитники поставили перед собой ряд задач: защитить права потерпевших, обеспечить социально-политическую стабильность страны, защитить интересы самих заключенных, если они являются добросовестными заключенными и пытаются в местах лишения свободы проявить себя с положительной стороны. При этом на вопрос о том, почему под амнистию попал ряд медийных коррупционеров, он ответил уклончиво.
— Понимаете, если мы будем брать экзотическую статью — к примеру, разрушение памятников истории и культуры, по которой осуждается в год пять человек, то это никого не заинтересует. А будем брать любую другую статью — хулиганство, кража, мошенничество, — под амнистию всегда могут попасть нехорошие люди. Но мы ставим вопрос о том, что люди, которые освобождаются, должны возместить причиненный ими ущерб. Это очень важно, — подчеркнул он.
Экс-судья Конституционного суда Тамара Морщакова отметила, что «никто не собирается согласовывать с членами СПЧ проект амнистии», и заверила, что документ был написан не под конкретных людей. Правозащитница сообщила, что не понимает недовольства общества по поводу освобождения коррупционеров по амнистии.
— Не поняла, чем возмущен народ? Возможностью освобождения этих людей? Почему он не возмущается тогда как-то более широко? Ведь амнистия никогда на каких-то конкретных людей не распространяется, она адресована преступным событиям прошлого. Тем, что суды и правоохранительные органы посчитали такими событиями. Дальше всё зависит вообще не от конкретного проекта, а от того, в каком виде он будет принят, — заявила она. — Совет проект амнистии готовил по собственной инициативе, мы представим этот проект, конечно же, в администрацию.
В Государственной думе также заявили, что не допустят, чтобы фигуранты резонансных дел вышли на свободу по амнистии. Источник в нижней палате парламента рассказал «Известиям», что в случае, если документ от СПЧ будет внесен в ГД в том виде, в котором он разработан, то есть включая VIP-коррупционеров, в законопроекте пропишут конкретных лиц, которые под амнистию не попадут.
— Никакой политизированностью амнистия не должна обладать. Если по ней выйдут на свободу фигуранты резонансных дел, то грош цена этой задумке. По закону возможно прописать, что такой-то состав преступления попадает под амнистию, кроме некоторых персон. Поэтому в этом нет проблемы, — заверил «Известия» собеседник.
Первый зампредседателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Агеев («Справедливая Россия») рассказал, что «пока не понятно, когда они (правозащитники. — «Известия») будут вносить» проект амнистии в Государственную думу.
— Пока все в догадках. Проекта нет, обсуждали только концептуально. Однозначного понимания, что там будет, тоже нет. Мы считаем, что там должны быть по крайней мере мягкие части ст. 159 УК РФ «Мошенничество». Важно, чтобы туда не попали резонансные дела. Если делать амнистию, то делать надо совершенную амнистию, а не так, чтобы это опять коснулось 5 тыс. человек и она была никакой. Нам нужно сделать всё, чтобы люди приносили пользу, работали. Амнистия должна быть полноценной. Когда мы говорим об экономических преступлениях — в основном нетяжких, — то таких составов достаточно, чтобы не менее 100 тыс. человек попали под амнистию. Пока не могу критиковать проект, мы его не видели, но надеюсь, что всё будет сделано правильно, — сказал он, отметив, что самое главное, чтобы был соблюден принцип неотвратимости наказания.
— Хотя предложение по амнистии поступило от СПЧ, но вносить законопроект будет президент. Владимир Путин в любом случае не допустит, чтобы по амнистии вышли на свободу фигуранты резонансных дел, Государственная дума — тем более. У нас это на контроле, — отметил депутат.
Член комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Рафаэль Марданшин («Единая Россия») рассказал, что на профильном комитете проект амнистии СПЧ пока не обсуждался, однако депутаты готовы включиться в работу.
— У нас на комитете это пока не обсуждалось. Если проект амнистии будет внесен, то его однозначно надо будет рассматривать в комитете и, скорее всего, будут внесены какие-то предложения и поправки, — отметил он.
Депутаты от КПРФ уже высказали свое негативное отношение к возможному освобождению VIP-коррупционеров. Валерий Рашкин и Сергей Обухов написали обращение главе СПЧ Михаилу Федотову с просьбой исключить из проекта амнистии возможности для освобождения Васильевой от наказания. В их обращении говорится о том, что попадание Анатолия Сердюкова под прошлую амнистию уже воспринимается обществом как свидетельство безнаказанности высших эшелонов власти, а если новая амнистия затронет Васильеву, то это нанесет еще больший урон доверию граждан к государству.
Последняя по времени амнистия проводилась в России в прошлом году — она была приурочена к 20-летию Конституции. Тогда на свободе помимо простых граждан оказались фигуранты «болотного дела» и гринписовцы с Arctic Sunrise. Глава государства в разговоре с правозащитниками отмечал, что «нельзя постоянно частить с этими амнистиями, иначе у нас в местах лишения свободы скоро никого не окажется… Но дело не в этом, может быть, и хорошо, что там никого не будет… Нельзя забывать и о правах жертв. Тоже, понимаете, нельзя скатиться в эту сторону».
Согласно открытой статистике, размещенной на портале Федеральной службы исполнения наказаний, по состоянию на 1 января 2015 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 671,7 тыс. человек (на 5638 человек меньше, чем к началу предыдущего года). В том числе в следственных изоляторах и учреждениях, к ним приравненных, — 117,4 тыс. человек.
Для сравнения: до прошлогодней амнистии в 2013 году более 564 тыс. человек отбывали наказание в местах лишения свободы, еще 114 тыс. находились в следственных изоляторах и учреждениях, к ним приравненных.
По информации: izvestia.ru