Как заметил блистательный Вольтер (не будем верить слухам о его сотрудничестве с органами безопасности государства), «многочисленность законов в государстве есть то же, что большое количество лекарей: признак болезни и бессилия».
Разве работа взбесившегося принтера не из этого разряда? Достаточно, впрочем, вспомнить попытки изъять денежную купюру, на которой были бдительно замечены гениталии Апполона, или запретить котам ужасно топать по ночам…
Известно, чем выше накал идеологической борьбы (а она у нас не ослабевает), тем жарче становится борьба за нравственность. Помню, как один партработник рассказывал мне о заседании бюро обкома партии, на котором заслушивался вопрос о моральном облике члена областного комитета КПСС, подавшего на развод.
— В чем причина вашего решения? — грозно спросил развратника секретарь по идеологии.
— Да не могу я с ней жить! — честно признался разводящийся.
— Как не можешь? — возмутился главный идеолог области. — Мы все (тут он сделал широкий жест, будто пытаясь объять всех членов бюро) можем, а ты нет?
Тут все попадали под стол. Благодаря раздавшемуся взрыву хохота, провинившегося почти простили, ограничившись «постановкой на вид». Но разводиться — запретили.
Судя по всему, мы тоже медленно вползаем в ледниковый период нравственной чистоты. У нас идеологи (ныне это священники) начинают исполнять функцию Главлита, причем невзирая на лица. Попал под нож сам А.С. Пушкин, чья Сказка о попе и работнике его Балде была признана вредной, поскольку поп в ней изображен почти идиотом (гений не мог этого не заметить).
Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон тоже замахнулся на классика. Он написал заявление в правоохранительные органы, в котором потребовал проверить постановку в местном театре оперы Вагнера «Тангейзер», которая, по его мнению, нарушает права верующих и даже оскорбляет их религиозные чувства.
Прокуратура проверила и возбудила дело по части 2 статьи 5.26 КоАП РФ (умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики).
Но и это еще не все. Недавно Роскомнадзор «предложил» музеям спрятать от детей «обнаженные» скульптуры. Наверно, эксперты ведомства узрели у Геракла нечто потрясшее их (всегда черна человеческая зависть!).
К сведению Роскомнадзора, который, видимо, не представляет, что стремление к нравственной чистоте может стать вечным грязным пятном на биографии ведомства. В мировой истории есть грустная дата — день, когда произошла одна из самых величайших потерь, которую понесло искусство Возрождения. В 1857 году Папа Пий IX решил, что изображение некой части мужского тела может пробудить похоть у обитателей Ватикана. И решил поправить классиков. Он собственноручно (!) зубилом срубил «нефритовые стержни» у всех мужских скульптур, зверски изувечив шедевры Микеланджело и Бернини. Изуродованные места были прикрыты алебастровыми фиговыми листками.
Это «рукоположение» Папы вошло в историю под названием «Великая кастрация». Я думаю, в Роскомнадзоре прекрасно понимают, что кастрация Папы Пия IХ обошлась бы человечеству значительно дешевле.
Акрам МУРТАЗАЕВ
NB!
Мнение колумнистов «НВ» может не совпадать с точкой зрения редакции.